Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Горбуновская средняя общеобразовательная школа»
ПЕЧАТЬ
РАССМОТРЕНО
ОДОБРЕНО
на заседании педагогического совета
МКОУ «Горбуновская СОШ»
протокол № 6 от 27.03.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МКОУ «Горбуновская СОШ»
от 27.03.2025 № 2703-1
Директор МКОУ «Горбуновская СОШ»
Т.А. Бузина
ПРОГРАММА
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
ПРИ МКОУ «ГОРБУНОВСКАЯ СОШ»
ИЮНЬ 2025 ГОДА
профильная смена участников
Российского движения детей и молодежи
«Движение Первых»
«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ - Служи отечеству!»
Горбуновское, 2025
Полное название
программы
Цель программы
Участники программы,
количество
Срок реализации
программы
Направленность
программы
Краткое содержание
программы
Ожидаемый результат
Название организации
Автор программы
Информационная карта
Программа детского лагеря с дневным
пребыванием детей
профильная смена участников
Российского движения детей и молодежи
«Движение Первых»
«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ - Служи отечеству!»
Создание условий, интересных, разнообразных
по форме и содержанию для обеспечения
полноценного
отдыха,
оздоровления
и
творческого развития детей, а также развития
чувства патриотизма и умений коллективной
деятельности путем активного включения в
реализацию проектов Российского движения
детей и молодежи «Движение Первых» и
программы «Орлята России».
Дети 6,6-17 лет, 30 человек
Июнь 2025 года,
суббота и воскресенье
выходной.
Гражданско-патриотическое, художественноэстетическое, спортивно-оздоровительное
Программа
содержит:
мероприятия,
реализующие программу; условия реализации,
ожидаемые результаты.
Занятость и оздоровление детей, развитие
коммуникативных,
творческих
и
познавательных способностей, расширение
кругозора, самореализация, саморазвитие и
самосовершенствование
МКОУ «Горбуновская СОШ»
Начальник лагеря Рыжкова Н.В.
Пояснительная записка
Программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления
(далее – Программа) составлена на основе Примерной рабочей программы
воспитания
для
общеобразовательных
организаций,
разработанной
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт
изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике
в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации
об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного
общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Детский коллектив объединяет детей с разными интересами,
потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу
и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для
каждого ребенка.
Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует
его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду,
доступную, интересную для ребенка.
Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники
получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны,
формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и
справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий, интересных, разнообразных по форме
и содержанию для обеспечения полноценного отдыха, оздоровления и
творческого развития детей, а также развития чувства патриотизма и умений
коллективной деятельности путем активного включения в реализацию проектов
Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» и программы
«Орлята России».
Задачи программы:
создание необходимых условий для организации содержательного отдыха
детей;
развитие познавательной активности, творческого и интеллектуального
потенциала детей;
укрепление навыков здорового образа жизни;
формирование навыков общения и толерантности;
расширение и углубление знаний детей о родном городе, селе, его истории,
достопримечательностях, людях.
расширение профильных знаний по направлениям российского движения
детей и молодежи «Движение Первых».
Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам
России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся
результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и
безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и
состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и
общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
В системе непрерывного образования каникулы играют весьма важную
роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Каникулы –
это не только социальная защита, это период, когда дети могут «сделать свою
жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут
научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Лето наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений,
встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время,
когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение,
накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что
удивительное рядом. Именно такие возможности для каждого ребенка
открывают детские оздоровительные площадки с дневным пребыванием.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она
создаѐт условия для педагогически целесообразного, эмоционально
привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья,
удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах,
включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы
возможного самоопределения.
Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из
дома к родственникам в другие места. Большой процент детей остается не
охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети
подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям,
несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и
натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей.
Педагоги по месту жительства имеют достаточный потенциал, опыт
организации летней оздоровительной площадки.
Концепция программы
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием,
психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен быть
счастливым, активно жить, успешно преодолевая различные трудности и
достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют
вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем
творческих способностей.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ
2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии
Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию,
формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна
Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска)
Государственного
флага
Российской
Федерации
регламентируется
Методическими рекомендациями «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи
в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их
оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06) и
«Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской
Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ-1611/06).
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия)
смены и в дни государственных праздников Российской Федерации.
2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в
календарный план воспитательной работы и проводятся по единым
федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня – День защиты детей;
6 июня – День русского языка;
12 июня – День России;
22 июня – День памяти и скорби;
3. «Движение Первых»
С целью формирования у обучающихся представления о назначении
Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи
«Движение Первых», о его месте и роли в достижении приоритетных
национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально
значимую деятельность предусмотрены следующие форматы:
- День РДДМ «Движение Первых»
- Профильный отряд. Детский организационный комитет смены,
популяризирующий РДДМ.
- Форматы мероприятий, акций от РДДМ в рамках Дней единых действий.
4. «Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в
воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной
природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты,
реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые
принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся
должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это
подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена
тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры.
В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей,
которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры
Отечества.
Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития
каждого гражданина России предусматривает:
- Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая
происходила на благо России.
- Знакомство с наследием народов России в области искусства,
литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета,
кинематографа, мультипликации.
- Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта,
желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан,
развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия
своего региона, страны.
5. Просветительский проект «Без срока давности».
Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков,
направлен на формирование их приверженности традиционным российским
духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию,
состраданию, взаимопомощи, чувству долга.
Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта –
показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над
врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их
моральном превосходстве. Предполагаемые форматы участия в проекте:
- Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков необходимо
показать обучающимся важность сохранения памяти о подвигах наших предков,
защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде
советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока
давности.
- Посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.
6. «Содружество Орлят России».
Цель программы «Содружество Орлят России» (для проведения в детских
лагерях): развитие социально-активной личности ребѐнка на основе духовнонравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа
Российской Федерации.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия
младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной
активности «Орлята России» и реализуется в период летних каникул.
Игровая модель и основные события смен направлены на закрепление
социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых
ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между
взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив
дальнейшего участия в Программе «Орлята России» или проектах Российского
движения детей и молодѐжи.
7. «Ключевые мероприятия»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия
детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
- Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
- Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с
детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный
детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях
организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной
работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную
деятельность.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного
детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития
лагерной смены.
Реализация
воспитательного
потенциала
отрядной
работы
предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды
для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями,
давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и
общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через
игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства,
визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов
развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных
отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению
режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению,
санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут
следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни,
которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия,
анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и др.;
- коллективно-творческое дело (КТД).
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка,
получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как
старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и
общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности:
трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность
определенным видом общественного ценного опыта.
2.3. Модуль «Самоуправление»
Реализация
воспитательного
потенциала
системы
детского
самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности,
основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной
деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на
развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой
самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным
органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа
творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно
действующие органы самоуправления включают в себя: Активистов
первичного отделения РДДМ «Движение Первых» МКОУ «Горбуновская
СОШ» совет отряда, командиров отрядов, деятельность клубов, штабов.
Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого
решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа,
проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.),
представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии с администрацией детского лагеря.
2.4. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним
из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен; деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам,
студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от
учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение
способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного
отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих,
включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования,
эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем
воздухе
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря
обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.);
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, спортивных и игровых
площадок;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и
творческие способности. Отрядный уголок
– форма отражения
жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и
воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая
активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь
отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и
т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и
отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- звуковое пространство детском лагере – аудио сообщения (информация,
музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного
содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития
личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных
жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к
неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности
в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском
лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в
детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой
среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные
молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность
дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона,
антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению.
2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в
детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным
участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их
компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит,
насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью
сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого,
раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком,
в том числе через личность вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители
могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности
детского лагеря;
- творческий отчетный концерт для родителей;
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
2.10. Модуль «Экскурсии»
Организация для детей экскурсий и реализация их воспитательного
потенциала.
Экскурсии помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей
организуются тематические экскурсии: профориентационные экскурсии,
экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей и др.
2.11. Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение. Задача – подготовить ребенка
к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
2.12. Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой,
аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого
является освещение через детскую газету наиболее интересных моментов жизни
детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение.
2.13. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости
очных воспитательных мероприятий для детей:
- формирование культуры информационной безопасности,
информационной грамотности, противодействие распространению идеологии
терроризма;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных
сетях.
2.14. Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
программы и календарного плана работы (выставки, встречи, тематические дни,
дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники,
торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций
воспитательной направленности.
Возраст участников программы
Возраст детей: 6,6-17 лет
При
комплектовании
особое
внимание
уделяется
детям
из
малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителейпенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Срок реализации программы
Срок реализации программы: 29.05.2025-30.06.2025 (суббота, воскресенье
выходной).
Формы и методы реализации программы
Данная программа реализуется через использование групповых,
индивидуальных и коллективных форм работы, которые осуществляются с
использованием традиционных методов:
конкурсы;
игры;
соревнования;
праздники;
презентации;
экскурсии;
прогулки;
анкетирование.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного
пространства является создание условий для проявления самостоятельности,
инициативы, принятия решений и его самореализации.
Принципы, используемые при планировании
и проведении летней площадки
Принципы:
принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
принцип творческого отношения к делу;
принцип добровольности участия в делах;
принцип учета возрастных особенностей детей;
принцип доступности выбранных форм работы;
принцип безопасности при проведении всех мероприятий.
Тип программы
Данная программа по продолжительности является краткосрочной, т.е.
реализуется в течение одной смены. По своей направленности является
комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет
различные направления здорового образа жизни, развития, отдыха и воспитания
детей в условиях летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием.
Механизм реализации программы
Этапы реализации программы
Подготовительный:
проведение совещаний;
издание приказа о проведении летней кампании;
подготовка методического материала;
разработка программы деятельности летней оздоровительной площадки;
подбор кадров для работы на летней оздоровительной площадке;
составление необходимой документации для деятельности площадки.
Организационный:
ознакомление воспитанников с правилами жизнедеятельности и
программой летней площадки.
Практический:
реализация основной идей смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих
дел;
работа творческих мастерских.
Аналитический:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, поступивших от детей, родителей, педагогов по
деятельности летней оздоровительной площадки в будущем.
Материально-техническое обеспечение:
спортивная площадка школы, дворовая детская площадка;
актовый зал школы для проведения культурно-массовых мероприятий;
помещения для занятий творческих объединений;
материалы для оформления и творчества;
наличие канцелярских принадлежностей;
настольные игры, спортивный инвентарь, детские игрушки;
музыкальная аппаратура, видеотехника;
призы, грамоты для стимулирования.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
педагоги-воспитатели;
педагоги дополнительного образования.
Для реализации программы привлекаются педагоги дополнительного
образования, социальное окружение (библиотекарь, медицинские работники,
работники правопорядка, работники социальной службы).
Методическое обеспечение программы:
наличие программы лагеря, план мероприятий;
должностные инструкции, приказы об организации площадки на базе
школы
подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов.
Режим дня
8.30-9.00 - встреча детей
9.00-09.30- зарядка, утренняя линейка, работа в отряде
09.30 -10.00 - завтрак
10.00-12.00 - работа в кружках, работа по плану в отрядах
12.00-13.00 - прогулка, игры на школьной площадке
13.00-13.30 - обед
13.30-14.20 - игры по интересам, общение, подведение итогов
14.20-14.30 – линейка, подведение итогов дня, минутки безопасности
Мероприятия по реализации программы
При составлении плана работы учитываются разновозрастные возможности,
интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации.
Контроль и оценка результатов:
анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов
пребывания на летней оздоровительной площадке;
наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить
лидерские качества, уровень коммуникативности;
выставка изобразительного и прикладного творчества детей;
вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в
жизни детской оздоровительной площадки
Ожидаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей;
приобретение навыков по организации здорового образа жизни, культуре
отдыха и поведения;
развитие коммуникативных, творческих и познавательных способностей
детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных
возрастов;
расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного
творчества, физической культуры, и других видах деятельности;
самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и
подростков в процессе участия в жизни летнего отдыха.
приобретение новых знаний детей о родном городе, его истории,
достопримечательностях, людях.
Предполагается, что время, проведѐнное в лагере, не пройдѐт бесследно ни
для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут
участвовать в работе лагеря.
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ на 2025 год
Календарный план работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов
воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы
детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского
лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.
Срок
п/п
Наименование мероприятия
Уровень проведения
проведения
Модуль « Будущее России»
1 июня – День защиты детей
31.05.2025
всероссийский
1.
2.
5 июня– День эколога
05.06.2025
всероссийский
3.
6 июня – Пушкинский день России
06.06.2025
всероссийский
4.
12 июня - День России
11.06.2025
всероссийский
5.
22 июня - День памяти и скорби.
20.06.2025
всероссийский
29.05.2025
30.06.2025
всероссийский
29.05.2025
30.06.2025
В начале
каждой
календарной
недели
Согласно
плана-сетки
лагерь
В течение
смены
В течение
смены
В течение
смены
Воспитатели отряда
В течение
смены
Воспитатели отряда
В течение
смены
Воспитатели отряда
В течение
смены
Воспитатели отряда
06.06.2025
лагерь
11.06.2025
лагерь
В течение
смены
отряд
В течение
смены
В течение
смены
лагерь
Проведение просветительских
мероприятий «Беседы о
важном»:
1. «Моя страна»
2. «Уроки истории
добровольчества»
3. «О военных врачах»
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Торжественное открытие и
закрытие смены.
6.
Торжественная церемония подъема
Государственного флага Российской
7.
Федерации
6.
Тематические и спортивные
праздники, творческие
фестивали
Модуль «Отрядная работа»
Планирование и проведение
9.
отрядной деятельности
Участие в общелагерных
мероприятиях
10.
Формирование и сплочение через
игры, тренинги на сплочение и
11.
командообразование
Принятие законов и правил отряда,
а также символов, названия, девиза,
12.
эмблемы, песни
Аналитическая работа с детьми:
13.
анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены,
результатов
Проведение огоньков: огонек
знакомства, прощания
14.
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД «Правила дорожного движения
15.
мы знаем, и всегда их соблюдаем!»
КТД Фестиваль «Моя Россия»
16.
Модуль «Самоуправление»
Выборы совета отряда (командир
17.
отряда, физорг, культорг,
корреспондент и др.)
Организация деятельности
дежурного отряда
18.
Заседания совета командиров
отряда
19.
Модуль «Дополнительное образование»
8.
лагерь
лагерь
Воспитатели отряда
Воспитатели отряда
лагерь
Деятельность кружковых
В течение
лагерь
объединений, секций:
смены
20.
робототехника, хореография
Модуль «Здоровый образ жизни»
Физкультурно-спортивные
лагерь
В
мероприятия: зарядка, спортивные
21.
течение
соревнования, эстафеты,
смены
спортивные часы
Спортивно-оздоровительные
лагерь
В
события и мероприятия на свежем
течение
22.
воздухе
смены
Просветительские беседы,
отряд
В
направленные на профилактику
течение
23.
вредных привычек и привлечение
смены
интереса детей к занятиям
физкультурой и спортом
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Оборудование отрядных мест,
В течение
лагерь
спортивных и игровых площадок
смены
24.
Оформление отрядных уголков
В течение
отряд
25.
смены
Событийный дизайн – оформление
В течение
лагерь
смены
отряд
пространства проведения событий
26.
(праздников, церемоний, творческих
вечеров, выставок, КТД, отрядных
дел и т.п.)
В течение
лагерь
Разработка, создание и
смены
отряд
популяризация лагерной и отрядной
27.
символики (флаг, гимн, эмблема,
логотип, элементы костюма и т.п.)
Размещение экспозиций творческих
В течение
лагерь
28.
работ детей, фотоотчетов об
смены
отряд
интересных событиях детском лагере
Акция по уборке территории
В течение
лагерь
29.
школьного двора «Чистый двор»
смены
отряд
Модуль «Профилактика и безопасность»
В течение
Инструктажи по технике
отряд
безопасности, профилактике детского смены
30.
дорожно-транспортного травматизма,
пожарной безопасности
Правила поведения на воде
В течение
отряд
31.
смены
Модуль «Работа с воспитателями/вожатыми»
Прохождение курсов повышения
В течение смены
квалификации воспитателями
32.
Инструктивные совещания
В течение
лагерь
33.
смены
Модуль «Работа с родителями»
Проведение родительского собрания
Май 2025
лагерь
34.
Родительский форум при интернетВ течение
лагерь
сайте
смены
35.
Работа специалистов по запросу
родителей для решения острых
36.
конфликтных ситуаций
Индивидуальное консультирование c
целью координации воспитательных
37.
усилий педагогов и родителей
Модуль «Цифровая среда воспитания»
Формирование культуры
информационной безопасности,
38.
информационной грамотности,
противодействие распространению
идеологии терроризма
Онлайн-мероприятия в официальных
39.
группах в социальных сетях
Освещение деятельности детского
лагеря в официальных группах в
40.
социальных сетях и на официальном
сайте образовательной организации
Модуль «Социальное партнерство»
Конкурс рисунков, поделок.
41.
Проведение на базе учреждений
культуры и спорта мероприятий,
42.
соревнований, мастер-классов и т.п.
В течение
смены по
запросу
По запросу
лагерь
В течение
смены
отряд
В течение
смены
В течение
смены
лагерь
В течение
смены
В течение
смены
лагерь
лагерь
лагерь
лагерь
План мероприятий
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 недел
Пн . 2 июня
Пн. 9 июня
Тематический день «День
пожарной безопасности»
Пн. 16 июня
Пн. 23 июня
Тематический день
«День спорта»
Спартакиада
«Мы -СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ,
СМЕЛЫЕ потому что, ПЕРВЫЕ»
Тематический день
«Открытые тайны великой
страны»
Тематический час
«Открываем Россию»
Квест игра: «День РДДМ: кто
они Орлята России»
Пн. 30 июня
Торжественное закрытие «До
Тематический день
«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ - Служи
отечеству!»
Коллективно-творческие игры
«Равнение на Первых»
Презентация отрядов
«Быть первым!»:
на лучшее оформление отрядного
уголка, лучшего названия, девиза и
эмблемы.
Посещение музея: «Здравствуй
лето».
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности
Вт. 3 июня
Погружение в игровой
сюжет смены
Волонтѐрство и
добровольчество
«Благо твори»»
Творческая встреча орлят
«Знакомьтесь, это – мы!»
Музыкальный час.
Конкурс кричалок «Энергия звука»
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Игры на свежем воздухе
Минутка безопасности
Ср. 4 июня
Тематический день
«Национальные игры и
забавы»
Время отрядного творчества
« Мы – РДДМ», «Мы –
Орлята!»
Игровая программа «Мы –
одна команда!»
Игровая программа
«Спички детям не
игрушка» .
Знакомство с профессией
«Пожарный».
Профилактическая беседа по
пожарной безопасности.
Экскурсия в пожарную
часть № 8 6 .
Учебно-практические занятия
«Первая помощь при ожогах»
Спортивный час «Здоровье в
наших руках»
Минутка безопасности
Вт. 10 июня
Тематический день
«День
профилактики»
Тематический час
«Конфликтная и опасная
ситуация»,«Комендантски
й час».
Спортивные состязания на свежем
воздухе (забег, эстафеты).
Беседа « В здоровом теле - здоровый
дух».
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности
Вт. 17 июня
Тематический день «Хранители
истории»
Посещение музея: Тематический
час «Герои отечества».
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности
Экскурсия в музейную
комнату ОМВД
России по Талицкому
району.
Минута безопасности
Вт. 24 июня Тематический день
«Я и мои друзья»
Итоговый сбор участников
«Нас ждут новые открытия!»
Познавательно-игровая
программа
Концерт «Эту смену нам прожить
ещѐ бы раз хотелось!»
Акция «Нас здесь не было» Минутка
безопасности
Минутка безопасности
Ср.11 июня Тематический
день «Я и моя Россия»
Конкурсная игровая
программа «Вместе мы большая
сила, вместе мы страна Россия»
День Российской символики
Познавательный час «Я люблю
тебя, Россия»
Патриотизм и историческая память
«Служи Отечеству!»
Спортивный час «Быть здоровым
Посещение сельской библиотеки и
здорово!»
Горбуновский ЦНК.
Посещение сельской библиотеки и Минутка безопасности
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности
Ср. 18 июня
Тематический день «ПДД
должны знать все»
Квест игра «Мы за безопасное
движение».
Конкурс «Безопасное колесо»
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности
Ср.25 июня Тематический день
Тематический день
«Прикладное творчество и народные
ремѐсла»
Мастер-классы «Умелые ручки» Игра
по станциям «Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
Творческая работа «Умелые руки не
знают скуки». Минутка безопасности
новых встреч!»
«Почта пожеланий»
Диагностика здоровья (вес и рост
учащихся в конце смены).
Поход в Горбуновский ФАП.
Спортивный час «Мы за ЗОЖ»
Чт.29 мая
Чт. 5 июня
Организационный период
смены
Формирование отрядов
Тематический день «День
эколога»
Квест «Пополни эко-знания»
Торжественное открытие
«Здравствуй, лагерь!»
Линейка. Планерка в лагере.
Создание отрядов. Ознакомление
детей с планом работы на сегодня.
Проведение инструктажа по ТБ и
Правилам пожарной безопасности.
Знакомство с лагерем.
Чт. 12 июня
Праздничный день
Викторина «Юные знатоки
природы»
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности.
Чт. 19 июня
Тематический день «Я и моя
семь Я»
Творческая мастерская «Подарок
своей семье»
Гостиная династий «Ими
гордится Россия»
Чт.26 июня Тематический день
«Национальная кухня»
Настольная игра «Экспедиция
вкусов»
Костюмированное кулинарное шоу
«Шкатулка рецептов» Минутка
безопасности
Просмотр мультфильмов Спортивный
час.
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности
Общий сбор участников.
Диагностика здоровья (вес и
рост учащихся вначале смены).
Поход в Горбуновский ФАП.
Минутка безопасности
Пт. 30 мая Тематический день
«День защиты детей»
Праздник «Безопасное лето»,
посвящѐнный Дню защиты детей.
Минутка здоровья «Путешествие в
страну Безопасности»
Посещение Горбуновский ЦНК
праздничное мероприятие.
Минутка безопасности
Пт. 6 июня
Тематический день
«Пушкинский день»
Развлекательное мероприятие
посвящѐнные Дню рождения
А. С. Пушкина- инсценировка
сказок «По следам Пушкинских
сказок»
Культура и искусство
«Сохраняй и вдохновляй!»
Посещение сельской библиотеки и
Горбуновский ЦНК.
Минутка безопасности
Пт. 13 июня
Праздничный день
Пт. 20 июня
Пт.27 июня Тематический день
ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ
«Легендарная личностью Н.И.
Обзорная - экскурсия в школьный музей Кузнецов»
«Бессмертный полк»
Игровая программа «Юный разведчик»,
Митинг у памятника погибшим
посвященный Николаю Кузнецову.
воинам односельчанам.
Посещение сельской библиотеки и
«Пусть помнит земля всех и
Горбуновский ЦНК.
каждого»
Минутка безопасности
«22 июня… А впереди была
целая война» - час памяти.
«80 лет назад…» радиопередача.
Акция «Георгиевская
ленточка»
Совместно с ЦНК.
Минутка безопасности