Приложение Рабочая программа Орлята России 2025г. 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАФИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Талицкого МО
МКОУ «Горбуновская СОШ»

РАССМОРТЕНО
на педсовете
Протокол №1
От «28» 08 2025г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________
Бузина Т.А.
Приказ № 2808 от «28» 08

2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Орлята России»

для обучающихся1–4 классов

с.Горбуновское 2025г.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России»
разработана в соответствии:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»; - Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в
содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от
15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р; СП 2.4.3648-20;
Программы развития социальной активности «Орлята России» для
обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией
А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2022г.
-

1.1.Содержательные основы Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала
своѐ осуществление Всероссийская Программа развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее –
Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята
России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в
сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного
пространства России.
1.2.Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована
общим
контекстом изменений
в
образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в

образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания»,
в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России»
способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с
подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех
вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своѐ понимание основных понятий
и категорий, заложенных в Программе.
1.3.Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в
контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное
отношение социального субъекта к окружающей его социальной и
природной среде, проявления возможностей и способностей человека как
члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным
общностям или обществу в целом; развитие социальной активности
отражает превращение личности из объекта в субъект общественных
отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная
деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков
социального взаимодействия и творческих способностей каждого

участника деятельности, интеллектуальное развитие, а
формирование
организаторских
способностей.
(Иванов
Энциклопедия
коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)

также
И.П.

Событийность – это принцип, предполагающий, что для
эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь
детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были
бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным
воспитательным потенциалом. (Степанов П.В. Современная теория
воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Издво: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Детский коллектив – группа детей, в которой создаѐтся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных
отношений, деятельности и общения, способствующая формированию
личности и развитию индивидуальности каждого еѐ члена. (Ковалѐва А.Г.
«Педагогика «Орлѐнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь /
А.Г. Ковалѐва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова.
– М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
(Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под
ред. Н.Л. Селивановой.
– М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. –
С.47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья,
команда, природа, познание, здоровье.
Микро группа – основное место общения и деятельности ребѐнка в
смене. В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит,
обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко
Как рождается микро группа: методическое пособие / И В. Иванченко,
учебно-методический центр ВДЦ «Орлѐнок», 2017. – 80с.). *В коллективе
класса микро группы формируются с целью чередования творческих
поручений.
1.4. Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые
ориентиры и требования к результатам программ воспитания
образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство
воспитательного пространства и его смыслов в образовательных
учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе

российских базовых национальных ценностей выделить ценностные
основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья,
Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к
которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование
российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности через уважение национальных традиций
народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток
добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения,
возможность сохранения добрых семейных традиций с учѐтом
национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе;
совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами;
умение отдавать своѐ время другому и бескорыстно приходить на помощь,
желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей
среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на
окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нѐм;
активность, любознательность и самостоятельность в познании,
первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных
и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа
жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде,
принятие своей половой принадлежности.
1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать – всѐ
делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе
активное действие и увлекательное приключение!
1.6. Методологической основой Программы является воспитание в
коллективно
творческой
деятельности,
автор
которой
доктор
педагогических наук, профессор, академик Российской академии
образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый
педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых
и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что

создаѐтся и развивается самими воспитанниками, вовлечѐнными в процесс
жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать
и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В
школе учат жить. В школе учатся жить».
В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребѐнком
образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от
«социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской
идентичности». Важно, что в названии программы заключѐн сущностный
нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для
проявления творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его
инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны.
В структуре заложено понимание особенностей психологического
развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них.
Цикличность курса, где даѐтся возможность вернуться к ранее
пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить
этот опыт в своей жизни.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста
социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории,
культуре,
природе,
развитие
самостоятельности
и
ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу,
малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей
семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной,
религиозной принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу
жизни, прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать
значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других
людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и
ответственного отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через
интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов;
4.

рассчитан на 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2-4 классы - 34 часа в
каждом классе. 2. Построение курса внеурочной деятельности для 1
классов
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных
классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные
особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы,
связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в
программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса
начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также количество
занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от
предлагаемых для остальной начальной школы.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в
первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре
игровых занятия, по два в каждом месяце четверти.
Деятельность

Даты

Комментарии

4 игровых занятия для: сентябрь,
вхождения
ребѐнка октябрь
в ритм

и

атмосферу
школьной деятельности;
включения
детей
в деятельность,

В

первой

четверти

учителю

необходимо решить ряд главных
задач: введение первоклассника в
новый для него школьный мир,
помощь ребѐнку в адаптации к
новым социальным условиям,
сохранение/настрой на позитивное

мотивирующую на
дальнейшее
участие
в
Программе.

восприятие учебного процесса.
А также развитие мотивации детей на
участие в Программе «Орлята
России».
У
каждого
учителя
есть

Занятия:
с использованием игр на

собственный опыт решения выше
обозначенных задач, и к этому

командообразование,

опыту в рамках подготовки к
участию в программе «Орлята

создание
благоприятной

России» мы предлагаем добавить
проведение
четырѐх
игровых

психоэмоциональной
атмосферы

в

классе, мотивацию
на участие в
Программе;
для
приобретения
опыта
совместной
деятельности
в
команде,
для выявления лидеров
и

формирования

дальнейшем
микрогрупп

в
для

использования
методики ЧТП
(чередования
творческих
поручений).
- первичная оценка
уровня сплочѐнности

занятий.
Дни и время, удобное для их
проведения,
педагог
выбирает
самостоятельно.

класса.

Вводный
урок
первоклассников

«Орлѐнок – Эрудит»

-

для8-9 ноября

Основными задачами являются
старт Программы для детей и
эмоциональный настрой класса на
участие в Программе.
11-25 ноября Ко второй четверти учебный
процесс и все связанные с ним
новые правила жизнедеятельности
становятся для ребѐнка более
понятными. Данный трек позволит,
с одной стороны, поддержать
интерес к процессу получения
новых знаний, с другой стороны,
познакомить
обучающихся
с
разными способами
получения
информации.

«Орлѐнок – Мастер»

15-23
декабря

«Орлѐнок – Мастер»

9-20
января

«Орлѐнок – Спортсмен»

Мастерская
Деда
Мороза:
подготовка класса и классной ѐлки к
новогоднему празднику / участие в
новогоднем классном и школьном
празднике.
Знакомимся с мастерами различных
профессий; посещаем места работы
родителей-мастеров своего
дела, краеведческие музеи и пр.

23 января – К середине учебного года у всех
10 февраля школьников
нарастает
гиподинамический
кризис,
повышается утомляемость. Как
следствие, согласно статистике,
середина учебного года – это один

из
периодов
повышения
заболеваемости среди школьников.
Рекомендуем к предложенному
содержанию
трека
добавить
больше занятий, связанных с
двигательной
активностью,
нахождением детей на свежем
воздухе.
«Орлѐнок – Хранитель 20 февраля – Основная смысловая нагрузка трека:
10 марта Я – хранитель традиций своей семьи,
исторической памяти»
Мы (класс)
–
хранители
своих достижений;
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
Решению задач
трека
будет способствовать
празднование
Дня защитника
Отечества, Международного
женского дня и других праздников.

«Орлѐнок – Эколог»

«Орлѐнок – Лидер»

13 марта – Пробуждение природы после зимы
12 апреля
даѐт учителю более широкие
возможности для проведения трека.
Часть мероприятий можно уже
проводить за пределами здания
школы. Расширяются возможности
использования
природного
материала,
возможности
проведения
различных
экологических акций и пр.
13 апреля – В логике Программы важно, чтобы
28 апреля все треки прошли до трека «Орлѐнок
– лидер», так как он является
завершающим и подводящим
итоги
участия

Подведение итогов
участия в
Программе в
текущем учебном
году

1 мая –
24 мая

первоклассников в Программе в
учебном году.
Основными задачами являются
оценка уровня сплочѐнности класса
и приобретенных ребѐнком знаний
и опыта совместной деятельности в
классе как коллективе.
В УМК – использование игровых
методов диагностики результатов.
Основными результатами, которые
нам необходимо оценить станут:
- личностное
развитие
ребѐнка
(изменение
его
позиции
от
«наблюдателя» до
«активного участника»);
- сформированность
класса
как
коллектива;
- уровень
принятия/осознания
ценностей, заложенных в Программе.

2.1.Построение курса внеурочной деятельности для 2-3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы
начинается с первой четверти учебного года.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы
«Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в

Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который
ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и
классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Предлагаемые даты
проведения треков обозначены без учѐта разницы в регионах сроков
школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не
семестрами/ триместрами.

Четверть
I
четверть

Деятельность
Даты
Комментарии
сентябрь Основными
задачами
Вводный
являются старт
«Орлятский
Программы для детей и
урок» для детей
эмоциональный
настрой
первого года
класса
на
участие
в
участия в
Программе.
Программе
Вводный
«Орлятский
урок» для детей
второго года
участия в
Программе
«Орлѐнок
Лидер»

«Орлѐнок –
Эрудит»

II
четверть

– октябрь

ноябрь

Реализация
Программы
начинается с данного трека,
который позволяет
актуализировать/ приобрести
опыт совместной
деятельности
в
коллективе,
что
необходимо
в начале
учебного года. Также
занятия трека позволят выявить
первичную
оценку
уровня сплочѐнности класса
и лидеров для дальнейшего
формирования микро групп.
Вторая четверть отличается
высокой мотивацией у детей на
учебную деятельность. В этот
временной промежуток
в
школах
проходят
различные олимпиады. В
рамках трека происходит
знакомство ребѐнка с разными
способами получения
информации.

«Орлѐнок –
Мастер»

декабрь

Игра для

январь

подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе

«Орлѐнок –
Доброволец»

январь

«ОрлѐнокСпортсмен»

февраль

III
четверть

Данный трек проходит в два
этапа: 1 – подготовка
новогоднего
спектакля/номера/концерта; 2
– знакомство с мастерами
своего дела и лучшими
мастерами региона/страны.
Игра по итогам 3х треков:
«Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
Игру
учитель
проводит
самостоятельно,
используя
предоставленные методические
рекомендации.
Тематика трека актуальна
круглый год,
поэтому
учитель
может
обращаться
к
имеющемуся социальному
опыту
детей
и
истории добровольческого/
волонтерского/ тимуровского
движения в любое время
учебного года.
Учитывая разницу в погодных
условиях

предлагается

трек

провести в данное время: в
большинстве школ проходят
различные

соревнования,

посвященные 23 февраля и пр.
В том числе, в соответствии с
возрастом,

можно

провести

Весѐлые страты, «Папа, мама, я
– спортивная семья» и другие
соревнования,

чтобы

минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса
середины учебного года.

«Орлѐнок
Эколог»

«Орлѐнок –
Хранитель
исторической
памяти»

– март

апрель

IV
четверть
май
Подведение
итогов участия в
Программе
в
текущем учебном
году

Несмотря на большую разницу в
климате регионов страны, весна –
наиболее благоприятный период
для реализации трека. Погодные
условия позволяют уже часть
мероприятий трека проводить за
пределами здания школы.
В логике Программы важно,
чтобы все треки прошли до трека
«Орлѐнок
–
хранитель
исторической
памяти», так как он является
треком,
подводящим
итоги
участия в учебном году. Основная
смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей
семьи;
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
В УМК – использование игровых
методов диагностики результатов.
Основными
результатами,
которые
нам
необходимо
оценить, станут:
- личностное развитие ребѐнка
(изменение его позиции от
«наблюдателя» до
«активного участника»);
- сформированность
класса
как коллектива;
- уровень
принятия/осознания
ценностей,
заложенных
в
Программе.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребѐнком
образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного

развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к
«социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключѐн сущностный нравственный идеал «Орлѐнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребѐнка, для развития его инициативы, для
формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре
заложено понимание особенностей психологического развития младшего
школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего
подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и
распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даѐтся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребѐнку, опираясь на
полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс занятий по 7-ми
трекам.
1. Трек «Орлѐнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог
может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной
деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлѐнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая
отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и
интерес к учѐбе.
3. Трек «Орлѐнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека

«Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой
части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление,
вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего
дела.
4. Трек «Орлѐнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей
Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлѐнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от
учебной
нагрузки.
Дополнительные
физкультурнооздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлѐнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу.
Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
7. Трек «Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В
рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и
к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:

Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей
страны.
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочных
занятий «Орлята России»
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками
содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России»
определены в соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания,
зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания, и
основываются на российских базовых национальных ценностях. По итогам
участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший
школьник:
- понимает важность социально значимых ценностей Программы
(понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины —
России, Российского государства; осознаѐт принадлежность к своему
народу и общности граждан России; понимает значение государственных
символов;
уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает
ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка;
сознаѐт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаѐт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
- применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате
участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает
участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по
возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с
позиции их соответствия нравственным нормам, осознаѐт ответственность
за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных

видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет
любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих
вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки
наблюдения, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях знаний);
- демонстрирует
социально значимую активность в социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего
региона, местам почитания героев и защитников Отечества);
первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен,
проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,
соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в
своей деятельности экологических норм; выражает познавательные
интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании,
демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и
уважение к научным знаниям, науке).

Формы организации и виды деятельности:
- игровая, фронтальная, групповая, индивидуальная;
- лекции,
беседы, КВНы, экскурсии, походы, театрализованные
представления;
- анализ и просмотр презентаций, видеофильмов, мультиуроков.

5.Тематическое
планирование 1 класс
№
п\п

1.

Тема раздела

Старт программы

Кол-во
часов

5ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

2.

Орлѐнок – Лидер

3ч

3.

Орлѐнок – Эрудит

4ч

4.

Орлѐнок – Мастер

5ч

5.

Орлѐнок – Доброволец

4ч

6.

Орлѐнок – Спортсмен

5ч

7.

Орлѐнок – Эколог

4ч

8.

Орлѐнок – Хранитель исторической
памяти
Итого:

3ч

https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

33ч

2 класс

№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Старт программы

1ч

2.

Орлѐнок – Лидер

4ч

3.

Орлѐнок – Эрудит

4ч

4.

Орлѐнок – Мастер

6ч

5.

Орлѐнок – Доброволец

4ч

6.

Орлѐнок – Спортсмен

4ч

7.

Орлѐнок – Эколог

5ч

8.

Орлѐнок – Хранитель исторической
памяти
Подведение итогов

4ч

Итого:

34ч

9.

2ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

3 класс

№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Старт программы

1ч

2.

Орлѐнок – Лидер

4ч

3.

Орлѐнок – Эрудит

4ч

4.

Орлѐнок – Мастер

6ч

5.

Орлѐнок – Доброволец

4ч

6.

Орлѐнок – Спортсмен

4ч

7.

Орлѐнок – Эколог

5ч

8.

Орлѐнок – Хранитель исторической
памяти
Подведение итогов

4ч

Итого:

34ч

9.

2ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

4 класс
№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Старт программы

1ч

2.

Орлѐнок – Лидер

4ч

3.

Орлѐнок – Эрудит

4ч

4.

Орлѐнок – Мастер

5ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li

brary/29
5.

Орлѐнок – Доброволец

4ч

6.

Орлѐнок – Спортсмен

5ч

7.

Орлѐнок – Эколог

5ч

8.

Орлѐнок – Хранитель исторической
памяти
Подведение итогов

4ч

Итого:

34ч

9.

2ч

https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

6. Календарно- тематическое
планирование 1 класс

№

Тема

Кол-во
часов

Подготовительный этап к участию в Программе- 5
ч
Игровая программа «Играй, узнавай, найди
1
1.
друзей в классе»
«Мы будем друзьями в классе»

1

«Правила настоящих друзей»

2

Вводный Орлятский урок

1

2.

3-4.

5.
«Орлѐнок – Эрудит» 4 ч.

Дата

«Кто такой эрудит?»

1

«Эрудит – это…»

1

«Всезнайка»

1

6.

7.

8.
9.
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
«Орлѐнок – Доброволец» 4 ч.
«От слова к делу»
10.

1

«Спешить на помощь безвозмездно»

1

«Доброволец – это доброе сердце»

1

«Подведѐм итоги»

1

1

11.

12.
13.

«Орлѐнок – Мастер» 5 ч.
«Мастер – это…»
14.

1

«Мастерская Деда Мороза …»

1

16.

«Класс мастеров»

1

17.

«Классная ѐлка»

1

18.

«Новогоднее настроение»

1

15.

«Орлѐнок – Спортсмен» 5 ч.
19.
«Утро мы начнѐм с зарядки»
20.
«Сто затей для всех друзей
21.
«Весѐлые старты»
22«Азбука здоровья»
23.
«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти» 3 ч.
24.
«Орлѐнок – хранитель исторической памяти»
25.
«История школы – моя история»

1
1
1
2

1
1

26.
«Поход в музей» «Историческое чаепитие»
«Орлѐнок – Эколог» 4 ч.
27
«ЭКОЛОГиЯ»
28.
«Каким должен быть настоящий эколог?»
29.
30.

«В гости к природе»
«Орлята – экологи»

1
1
1
1
1
1

«Орлѐнок – Лидер» 3 ч.
31.
«Лидер – это…»
1
32.
«Я хочу быть лидером!»
1
33.
«С командой действую!»
1
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.

1

Орлѐнок – Лидер –4 ч
Лидер – это…
2.

1

3.

С командой действовать готов. Верѐвочный
курс

1

Встреча с тем, кто умеет вести за собой

1

«Мы дружный класс!»

1

4.

5.
Орлѐнок – Эрудит – 4 ч
Кто такой эрудит?
6.

1

Развиваемся, играя!

1

Могу быть изобретателем

1

7.

8.

Дата

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать». Итоги
трека «На старте новых открытий»

1

Орлѐнок – Мастер -6 ч
Мастер – это…
10.

1

От идеи – к делу!

1

КТД «Классный театр

1

11.

12.

13.

Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» 1
– подводим итоги

Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч.
Игра по итогам 3-х треков:
14.
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»
15.

Игра по итогам 3-х треков:
«Орлѐнок – Эколог»
«Орлѐнок – Эрудит»
«Орлѐнок – Мастер»

1

1

Орлѐнок – Доброволец – 4 ч
От слова к делу.

1

КТД «Создай хорошее настроение»

1

КТД «Братья наши меньшие»

1

Добровольцем будь всегда «Портрет
добровольца»

1

16.
17.
18.
19.

Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч
20.

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в
порядке!

1

О спорт, ты – мир!

1

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»

1

21.
22.
23.
Орлѐнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий
эколог?

1

«Мой след на планете»

1

Восхищаемся красивым миром

1

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

25.
26.
27.
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти.

1

Хранитель семейных традиций

1

Кодекс «Орлѐнка – Хранителя»

1

Историческое чаепитие

1

Расскажи мне о России

1

28.
29.
30.
31.
32.
Подведение итогов –2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

Интеллектуально-познавательные игры

1

34.
Календарно-тематическое планирование

3 класс
№

Тема

Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.
Орлѐнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером
3.
«В команде рождается лидер»
4.
КТД «Вместе мы сможем всѐ»
5.
«Мы дружный класс!
Орлѐнок – Эрудит – 4 ч

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать!»

1

Орлѐнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»

1

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»

1

Орлѐнок – Доброволец – 4 ч
1

17.

От слова к делу. «Спешить на помощь
безвозмездно!»
КТД «Подари улыбку миру!»

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

16.

1

Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

Дата

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлѐнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок».
1
1.
Орлѐнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть
1
лидером.
3.
«В команде рождается лидер».
1
4.

КТД «Вместе мы сможем всѐ».

1

5.

«Мы дружный класс!

1

Орлѐнок – Эрудит – 4 ч
6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

Дата

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всѐ знать!»

1

Орлѐнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»

1

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Лидер»
«Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер»

1

Орлѐнок – Доброволец – 4 ч
1

17.

От слова к делу. «Спешить на помощь
безвозмездно!»
КТД «Подари улыбку миру!»

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

16.

1

Орлѐнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлѐнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлѐнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлѐнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА.
Материалы для педагога
1 Методические рекомендации по проведению официальной церемонии
посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskierekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyatarossii/
2 Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические
карты
игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyuvprogramme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/
3 Учебно-методический комплект для 1
класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/
4 Учебно-методический комплект для 2 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/
5 Учебно-методический комплект для 3 класса
https://orlyatarussia.ru/library/test2/
6 Построение курса внеурочной деятельности 4
класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4klassa-/
7 Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов
https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4klassov/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/
Электронная библиотека сайта «Орлята России»
https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».