МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Талицкого МО
МКОУ "Горбуновская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на педсовете
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
________________________
[укажите ФИО]
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
Бузина Т. А.
Приказ № 2808-1
от «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «История Отечества»
7-9 классы
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1
с. Горбуновское 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История Отечества» для 7-9 классов разработана на
основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ
«Горбуновская» СОШ
Рабочая программа «История Отечества» в 7 – 9 классах разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями: авторы программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова,
Издательство «Просвещение», 2017 г. и учебников для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «История Отечества»
7 класс, «История Отечества» 8 класс, «История Отечества» 9 класс. И. М. Бгажнокова,
Л.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2019.
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к
своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного сознания
развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в
учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
— овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
— формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
— формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
— формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
— усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
— формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания.
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
— воспитание гражданственности и толерантности;
— коррекция и развитие познавательных психических процессов.
2. Общая характеристика учебного предмета
В курсе «История Отечества» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) проводится последовательное изучение
исторических событий, что обеспечивает более глубокое понимание материала, ускоряет
формирование знаний. Весь исторический материал представлен отечественной историей. За
7-9 класс предполагается изучение истории России с древности до настоящего времени.
В курсе «Истории Отечества» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целесообразно сосредоточиться на крупных
исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать
отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего
данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать
лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических
событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование
знаний. При этом используется уровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных, особенностей
обучающихся.
3. Место учебного предмета «История Отечества» в учебном плане
Учебный предмет «История отечества» входит в предметную область «Человек»,
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умеренной
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). По примерному
годовому учебному плану на учебный предмет «История отечества» отведено 2 часа в неделю.
Место учебного предмета «История отечества» в учебном плане для 7-9 классов в соответствии с
годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) представлено в следующей таблице:
Класс
7 класс
8 класс
9 класс
Количество учебных
недель
34 учебные недели
34 учебные недели
33 учебные недели
Количество часов в
неделю
2 часа
2 часа
2 часа
Количество
часов за год
68 часов
68 часов
66 часов
Всего: 202 часа
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Адаптированная рабочая программа по предмету «История Отечества» обеспечивает
достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разрабатывается на основе:
требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП;
программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма
для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Планируемые результаты освоения
Предметная область: Человек и общество.
История Отечества
1) первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России;
2) умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее
для решения различных задач.
Предметные результаты освоения
Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень результатов по курсу История Отечества на конец школьного
обучения (IX класс):
- знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
- знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений,процессов;
- знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей(князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
- понимание значения основных терминов-понятий;
- установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование «Лентой времени»;
- описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам учителя;
- нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
- объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
- знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
- знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и значение;
- составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
- знание мест совершения основных исторических событий;
- знание имен известных исторических политиков, полководцев, ученых, деятелей
- элементарной характеристики исторических героев;
- формирование первоначальных представлений последовательности важнейших
исторических событий;
- понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее
«легенду»;
- знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком,
установление
длительности исторических событий;
- сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
- поиск информации в одном или нескольких источниках;
- установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
5. Содержание учебного курса
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте.
Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории
России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента
времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные
славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные отношения восточных
славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования
восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение
восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование княжеской
власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе
Владимире: причины и значение. Социально-экономический и политический строй Древней
Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного
развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий
Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках. Русь между Востоком и Западом. Монгольские
кочевые племена. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск
Чингисхана и хана Батыя. Героическая 104 оборона русских городов. Значение
противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения
русских земель против ордынского владычества. Отношения Новгорода с западными
соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва.
Ледовое побоище
рославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван
Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение
Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
Куликовская битва, ее значение. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг
Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого
Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Система государственного
управления. Культура и быт Руси в XIV – XV вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в
Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного
управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя
политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья, покорение
Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей. Москва ―
столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие
просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи. Россия на рубеже
XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время. Самозванцы. Восстание под
предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов.
Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало
царствования династии Романовых. Правление первых Романовых. Конец Смутного времени.
Открытие новых земель. Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское
восстание под предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя
политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало
Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва:
разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый
российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления,
губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические
преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена
петровских преобразований. Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И.
Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского
университета и Академии художеств. Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм.
Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов.
«Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества.
Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй
половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В.
Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские
изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства. Правление
Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион,
Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне.
Народная память о войне 1812 г. Правление Александра I. Движение декабристов: создание
тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание
декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение
движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление
государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники,
живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян
после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы,
связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы,
открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II. Приход к власти
Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии.
Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских
купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века.
Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И.
Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. Начало правления Николая II.
Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки
рабочих. Русско-японская война 1904- 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения
России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны. Первая
русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции,
основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение революции, ее значение.
Реформы П. А. Столыпина и их итоги. «Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся
деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление
первых кинофильмов в России. Россия в Первой мировой войне. Героизм и
самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных
действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение
в стране. Отношение к войне в обществе.
Россия в 1917-1921 годах
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от
престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета
рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917
года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных
Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О
земле». Установление советской власти в стране и образование нового государства ―
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие
первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы.
Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы 106 войны.
Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика советской
власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и политический
кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти
(крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической
политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е – 30-е годы XX века
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года. Система
государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского государства ― В. И.
Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В.
Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс,
Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в индустриализации.
Стахановское движение. Ударничество. Коллективизация сельского хозяйства: ее
насильственное осуществление, экономические и социальные последствия. Создание
колхозов. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе. Новая
Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе государственного
управления СССР. Образование новых республик и включение их в состав СССР.
Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней политики
Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на международной
арене. Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная революция»:
задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования.
Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, К.
Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Русская
эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в
20-е – 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и советскими
войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советскофинляндская война
1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение Германии на Польшу и
наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР. Нападение Германии на Советский
Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости.
Первые неудачи Красной армии, героическая защита городов на пути отступления советских
войск. Битва за Москву, ее историческое значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых вооружений
советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев.
Города-герои. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой
Отечественной войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в
концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на
оккупированной территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны.
Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск
по всем фронтам. Наука и культура в годы войны. Создание антигитлеровской коалиции.
Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Изгнание захватчиков с советской земли,
освобождение народов Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад
СССР в разгром гитлеровской Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День
Победы ― 9 мая 1945 года. 107 Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия
США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция
Японии. Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и
трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К.
Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), герои войны. Великая
Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни.
Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности.
Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат,
вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР
в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы.
Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика
укрепления социалистического лагеря. Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к
власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных.
Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских
людей в годы правления Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике.
Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся
ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет первого
человека. Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская
«оттепель». Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад. Конституция
СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. XXII
летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и
морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е ―
начале 80-х годов XX века. Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева.
Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из
Афганистана. Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание
экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование
новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР.
Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России Б.
Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада
СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской
государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России (1993
г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические реформы 1990х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях
Основные направления национальной политики: успехи и просчеты. Нарастание
противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской
Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии.
Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье. Отставка Б. Н. Ельцина;
президентские выборы в 2000 году. Второй президент России ― В.В. Путин. Его
деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение
целостности России, укрепление государственности, обеспечение согласия и единства
общества. Новые государственные символы России. Развитие экономики и социальной
сферы. Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и
духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в новой России.
108 Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев.
Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на
современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века.
Укрепление международного престижа России. Президентские выборы 2012 г. Президент
России ― В.В. Путин. Сегодняшний день России. Проведение зимних Олимпийских игр в
Сочи в 2014 г. Воссоединение Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой
Отечественной войне.
6. Тематическое планирование
деятельности обучающихся
с определением основных видов
учебной
7 класс
п/п
Тема
№
Кол-во
часов
Основные
виды
деятельности обучающихся
1
Введение
1
Знакомство
с учебником
«История
Отечества». Лента времени.
1
8
Глава 1. Древняя Русь.
Раскрытие значения терминов
«история»,
«археолог»,
«историки»,
«предки»
Составление опорной схемы.
2
3
4
5
6
7
8
9
Происхождение славян. В каких
местах
селились славяне.
Славяне и соседние народы. О хазарах
и
Византии.
Облик славян и черты их характера.
1
Указание на карте расселение
древних славян.
1
Составление
схемы
управления родовой общиной
и племенем.
Описание поселка восточных
славян по иллюстрации.
Хозяйство
и
уклад
жизни
восточных
славян. Земледелие — основное
занятие
славян.
Организация
жизни
славян.
Как
менялась жизнь людей в общине.
Жилища,
одежда,
семейные
обычаи
восточных славян.
Языческие
традиции
восточных
славян.
1
Описание условий жизни,
основных занятий по схеме.
1
Умение
правильно
употреблять
исторические
термины, понятия
Работа с текстом учебника по
заданиям учителя в малых
группах.
Описывать жизнь и быт,
верования восточных славян.
Повторительно - обобщающий урок по
теме: «Древняя Русь».
1
1
1
1
Приведение
примеров
взаимоотношений
Древней
Руси с соседними племенами
и государствами
7
Глава 2. Древнерусское государство.
10
Как возникло древнерусское
государство. О чѐм рассказывает
древняя летопись.
1
Выборочное объяснительное
чтение
текста
учебника.
Работа с «лентой времени»
11
Об Аскольде, Дире и их походах в
Византию.
1
12
Князь Олег (882— 912).
Правление Олега в Киевской Руси
1
Характеристика
деятельности исторических
личностей.
Составление
хронологической схемы.
Работа с деформированным
текстом
13
Князь
Игорь
из
рода
Рюриковичей
(913—945). Походы Игоря на
Византию. Предание о гибели князя
Игоря.
Как княгиня Ольга отомстила
древлянам. Посольство Ольги в
Византию.
1
Раскрытие значения терминов
«каган», «дозорная служба»
1
Выборочное объяснительное
чтение текста учебника
14
15
16
Сын князя Игоря и Ольги —
Святослав.
Войны
Святослава.
Гибель
Святослава.
Повторительно - обобщающий урок
по
теме: «Древнерусское государство».
1
Работа с
письменным
источником – былиной
1
Систематизация и обобщение
исторического
материала.
Заполнение таблицы.
16
Глава 3. Крещение Древней Руси.
Расцвет русского государства.
17
Сыновья князя Святослава.
Возвращение Владимира на Русь.
1 Выборочное объяснительное
чтение текста учебника
18
Князь Владимир Красное Солнышко.
1 Работа с
письменным
источником – былиной
19
Крещение Руси.
Заслуги
князя
Владимира
в
укреплении
Русского государства
Расцвет
Русского
государства
при
при
Ярославе Мудром (1019—1054)
Князь — воин, строитель, книжник.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого.
1 Описание
памятников
древнерусского
зодчества,
живописи и прикладного
искусства.
1 Выполнение
заданий
по
разграничению понятий.
20
21
1 Рассказывать о положении
отдельных групп населения,
используя информацию из
учебника
1 Составление характеристики
Ярослава Мудрого
22
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
23
Князь Владимир Мономах. Память о
Владимире Мономахе в истории
Киевской Руси (1113-1125).
1 Анализ
деятельности
Владимира Мономаха
24
Распад Руси на отдельные княжества
в
XII веке.
Новгородская республика. Господин
Великий Новгород.
1 Выполнение
заданий
разграничению понятий.
25
26
27
28
Занятия
и
торговые
пути
новгородцев.
Ростово-Суздальское княжество в 12
веке. Князь Юрий Долгорукий.
История возникновения Москвы.
по
1 Работа с текстом учебника по
заданиям учителя в малых
группах.
1 Выполнение
тестовых
заданий.
1 Умение
правильно
употреблять
исторические
термины, понятия
1 Раскрытие причин распада
Киевской Руси
29
Культура Руси в X-XIII веках.
30
Былины - источник знаний Древней
Руси.
31
Повторительно - обобщающий урок
по
теме: «Крещение Древней Руси.
Расцвет
русского государства»
Контрольный срез за 1 полугодие.
32
33
Глава 4. Русь
завоевателями.
Образование
государства.
в
борьбе
1 Работа по карте (указание
границ
русских
земель,
княжеств)
1 Работа с
письменным
источником – былиной
1 Работа по карточкам.
1 Тестовые задания.
с 20
Монгольского
1 Заполнение
таблицы
«Монголо-татары и русские»
34
Чингисхан и его армия.
Битва на реке Калке.
1 Работа с текстом по заданиям
учителя
35
Нашествие монголов на Русь.
36
Летописи о битвах на реке Сить и
героической обороне Козельска.
37
Походы
земли.
38
Новгородский князь Александр
Невский (1236 – 1263).
39
Невская битва.
40
Ледовое побоище.
41
Власть Золотой Орды над русскими
князьями.
42
Объединение русских земель против
Золотой Орды.
1 Использование карты при
рассказе о сопротивлении
русских городов
1 Объяснение сущности ига
монголо-татарских
захватчиков,
описание
исторического события по
иллюстрациям.
1 Сравнительный
анализ
вооружения
рыцарей
–
крестоносцев
и
русской
дружины
1 Характеристика
исторического
деятеля
–
Александра Невского.
1 Описание Невской битвы с
опорой
на
схему
и
просмотренного
видеофрагмента.
1 Описание битвы на основе
схемы, мультимедиа ресурсы,
другие
источники
информации.
1 Обобщение
исторических
явлений и событий, умение
делать выводы.
1 Выполнение
тестовых
заданий. Раскрытие причин
Батыя
на
южнорусские
объединение Русских земель
вокруг Москвы.
43
44
Московский князь Иван
(1325—
1340). Наследники Калиты.
Изменения в Золотой Орде.
Калита
1 Оценка
И.Калиты.
деятельности
1 Выборочное объяснительное
чтение текста учебника
1 Составление характеристики
московского князя и его
деятельности
перед
Куликовской битвой.
1 Выборочное объяснительное
чтение текста учебника
1 Работа с текстом учебника по
заданиям учителя в малых
группах.
1 Краткий пересказ с опорой на
план.
45
Московский князь Дмитрий Иванович
(1350—1389). Благословение Сергия
Радонежского.
46
Куликовская битва.
47
Поход Тохтамыша на Москву в 1382
году.
48
Наследники Дмитрия Донского.
Василий 2 Тѐмный (1425 – 1462).
49
Собирание Руси Иваном III (1462—
1505). Покорение Новгорода.
1 Рассказ о Куликовской битве с
опорой на просмотренный
видеофрагмент и схему.
50
Освобождение
Орды.
51
Управление государством Иваном III.
1 Раскрытие
значения
Куликовской
битвы
для
развития Руси
1 Оценка деятельности Ивана
III.
52
Повторительно-обобщающий урок
«Русь в борьбе с завоевателями (XIIIXV вв.)»
Глава 5. Единое
государство.
Руси
от
Золотой
Московское
53
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.
54
Земский собор, реформы Избранной
рады.
55
Войны Ивана Грозного.
56
Опричнина.
1 Характеристика
причин
распада
Золотой
Орды.
Систематизация и обобщение
исторического материала
16
1 Составление характеристики
исторического деятеля Ивана
IV.
1 Работа с текстом учебника по
заданиям учителя в малых
группах.
1 Выборочное объяснительное
чтение текста учебника.
1 Объяснение
сущности
и
опричнины
причин,
последствия
57
Покорение Сибири.
58
Россия после Ивана Грозного.
Правление Бориса Годунова.
59
Лжедмитрий 1-самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
60
Русская православная церковь в
Смутное время. Минин и Пожарский:
за веру и Отечество.
61
Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович Романов
(1645 – 1676).
62
Крестьянское
восстание
под
под
предводительством Степана Разина.
63
Раскол в
церкви.
64
Развитие России в 17 веке. Культура
России в 16 – 17 веках.
65
Повторительно - обобщающий урок
по
теме: «Единое Московское
государство».
Русской
1 Пересказ
исторического
материала с опорой на
наглядность,
по
заранее
составленному плану.
1 Характеристика личности и
деятельности
Бориса
Годунова.
1 Объяснение смысла понятий:
смута,
самозванец,
интервенция
1 Описание
по
картине
исторического события.
1 Рассказ
о
деятельности
первых царей Романовых по
укреплению власти царя.
Раскрытие причин народных
движений в России 17 в.
1 Раскрытие
причин
крестьянской войны. Показ на
карте территории охваченной
крестьянской войной.
1 Заполнение таблицы «Раскол
в
русской
православной
церкви».
1 Работа по карте «Карта
России
17
века
с
присоединенными
территориями в результате
географических открытий»
1 Определение
на
«ленте
времени»
исторических
событий,
правильное
расположение
их
в
хронологическом порядке.
1 Работа
по
тестовым
и
индивидуальным заданиям.
православной
66
Контрольный срез за 2 полугодие.
67
1
Повторение за год.
68
8 класс
Промежуточная аттестация.
Тестирование.
1
1
Работа по карточкам. Игра
«Историческое лото»
Выполнение
заданий.
тестовых
Кол-во
часов
Тема
№
п/п
Глава 1. Российское государство
в
конце 17 – начале 18 века.
16
1
Наше Отечество – Россия в 17 веке.
Российское общество в 17 веке.
1
2
Детство и юность Петра. Как
обучали
Петра I.
Семейные раздоры, борьба за
власть.
Итоги правления Софьи.
Воцарение Петра I (1689-1725).
Строительство флота. Азовские
походы.
Великое посольство (1697-1698).
1
1
8
Новый
бунт
стрельцов.
Возвращение
Петра I в Москву.
Северная
война
(1700-1721).
Поражение
под Нарвой.
Первые победы над шведами.
9
Основание Петербурга.
1
10
Разгром шведов под Полтавой.
Завершение Северной войны.
1
11
Заслуги Петра Великого в истории
России.
Промышленность
и
сельское хозяйство.
1
12
Изменения
государством.
1
13
Табель
о рангах.
единонаследии.
3
4
5
6
7
в
управлении
Указ
о
Основные
виды
деятельности обучающихся
1
1
1
Умение
соотносить
иллюстративный материал с
текстом учебника.
Рассказ о детстве и юношестве
Петра I
Систематизация материалов о
дворцовых переворотах в форме
плана.
Рассказ об основных событиях и
итогах
Азовских
походов,
используя историческую карту.
Соотношение иллюстративного
материала с текстом учебника.
Соотношение иллюстративного
материала с текстом учебника.
1
Объяснение причин
войны.
1
Рассказ об основных событиях и
итогах
Северной
войны,
используя историческую карту.
Рассказ о строительстве СанктПетербурга
1
Северной
Рассказ о Полтавской битве на
основе плана с использование
схемы
битвы,
материалов
кинофрагментов.
Умение
соотносить
иллюстративный материал с
текстом учебника.
Раскрытие
содержания
и
значения
преобразований
Петра I.
Соотношение
иллюстративного материала с
текстом учебника.
14
Образование и культура при Петре
I.
1
15
Личность
1
Петра I.
Петра
Семья
Описание
жизни
и
деятельности М.В. Ломоносова
с
опорой
на
план,
кинофрагмент.
Участие в обсуждении видео и
киноматериалов,
воссоздающих образ Петра I, а
также в обмене мнениями о нем
как правителе и человеке.
Работа с тестовыми заданиями
Великого.
16
Повторительно-обобщающий
урок
по
теме: «Российское государство в
конце 17 – начале 18 века».
Глава 2. Российская империя
после
Петра I (1725 – 1801).
1
16
17
Екатерина I и Петр II.
1 Составление
исторического
портрета Екатерины I
18
Внук Петра Великого. Конец
правления
Петра II.
Анна Иоанновна и Иван VI (1730 –
1741). Как правила Россией Анна
Иоанновна.
1 Составление
исторического
портрета Петра II..
Наследники Анны
Ивановны.
Конец
бироновщины.
Царствование
Елизаветы
Петровны.
Окружение
Елизаветы.
Возвращение к порядкам Петра I.
Войны
России
в
период
правления
Елизаветы Петровны.
Воцарение Петра III.
1 Составление
характеристик
наследников Анны Ивановны.
19
20
21
22
23
24
25
Россия
в эпоху
Екатерины
Великой.
Начало царствования Екатерины
II. Близкое окружение и
помощники
Екатерины II.
Война России с Турцией (1768 –
1774).
1 Составление
исторического
портрета Анны Иоанновны.
1 Составление
исторического
портрета Елизаветы Петровны..
1 Рассказ об основных событиях и
итогах
войн, используя
историческую карту.
1 Заполнение таблицы «Русские
умельцы и изобретатели».
1 Составление
характеристики
(исторического
портрета)
Екатерины II и ее деятельности.
1
Работа по карте, показать
места сражений в русско -
26
Присоединение Крыма. Русскотурецкая
война (1787 – 1791).
1
27
Как управляла Россией Екатерина
II.
1
28
Восстание Е. Пугачѐва.
1
29
Конец
правления
Великой.
30
Развитие
образования
Екатерине II.
при
1
31
Повторительно – обобщающий
урок по
теме: «Российская империя после
Петра I (1725 – 1801)».
1
32
Контрольный срез за 1 полугодие
1
Екатерины
Глава 3. Российская империя в
первой половине XIX века
35
Отношения России со странами
Европы.
Наполеон Бонапарт.
Великий князь Павел Петрович.
Участие
России в союзе европейских
государств против Наполеона.
Переход Суворова через Альпы.
36
Правление Павла I.
37
Император Александр I. Реформы
Александра I.
33
34
1
турецких войнах. Заполнение
таблицы
«Русско-турецкие
войны».
Рассказ об основных событиях
и итогах Русско-турецкой
войны,
используя
историческую карту.
Составление рассказа «Один
день из жизни дворян»
Показ на исторической карте
территории и хода восстания
под предводительством Е.
Пугачева.
Характеристика условий жизни
крепостных
крестьян.
Разграничение
понятий.
Описание системы образования
России XVIII в. на основе
иллюстраций, текста учебника,
видеофрагментов.
Систематизация и обобщение
исторического материала
Работа с тестовыми заданиями
19
1 Составление
исторического
портрета Наполеона.
1 Составление
сравнительной
характеристики
военных
планов, характеристик войны
России и Франции.
1 Рассказ
об
историческом
событии
по
иллюстрации.
Составление
исторического
портрета А. Суворова.
1 Составление
исторического
портрета Павла Петровича.
1 Описание битвы на основе
различных
источников
информации
(учебник,
кинофрагмент)
схему.
38
Аракчеевщина.
39
Вторжение армии Наполеона в
Россию.
Западная граница России: план
Александра I, план Наполеона.
40
Битва за Смоленск.
41
Отечественная война 1812 года.
Бородинское сражение.
42
Наполеон в Москве.
43
Александр и Наполеон. Окончание
войны.
44
Поход русской армии в Европу в
18131814 годах.
Россия после войны с Наполеоном.
45
с опорой
на
1 Раскрытие значения терминов
«военные
поселения»,
«аракчеевщина»,
«реакция»,
«произвол»
1 Использование
карты,
мультимедиа ресурсов, для
формирования
устойчивых
представлений о народной
войне против армии Наполеона.
1 Используя карту и ее легенду,
рассказывать об отступлении и
гибели французкой армии
1 Называние и характеристика
основных периодов Великой
Отечественной войны 1812 г.
1 Соотношение иллюстративного
материала с текстом учебника.
1 Рассказ об основных событиях и
итогах Отечественной войны
1812
года.,
используя
историческую карту.
1 Умение
соотносить
иллюстративный материал с
текстом учебника.
1 Работа с таблицей
46
Император Николай I (1825 –
1855).
1
47
Восстание декабристов.
1
48
Реформы Николая I.
1
49
Войны России на Кавказе.
1
Описание войны на Кавказе,
используя историческую карту.
50
Отношения России с другими
странами
при Николае I.
Крымская
война.
Оборона
Севастополя.
1
Составление
развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
Описание Крымской войны,
используя историческую карту.
Составление
рассказа
о
героической
обороне
Севастополя.
51
1
Составление
портрета
Император Николай I с опорой
на план
Объяснение причины неудачи
декабристов.
Работа с таблицей
52
53
54
55
56
Повторительно – обобщающий
урок по теме:
«Российская
империя в первой половине XIX
века».
Глава 4. Россия в конце XIX (19)
–
начале XX (20 века).
Царь-освободитель Александр II
(18551881). Отмена крепостного права.
Военные реформы Александра II.
Международные
отношения
при
при
Александре II. Россия и Средняя
Азия.
Русско-турецкая война 1877–1878
годов.
Выполнение тестовых заданий.
1
Указание
предпосылок и
причин отмены крепостного
права.
Составление
полных
и
развернутых
ответов
о
содержании реформ.
Умение
соотносить
иллюстративный материал с
текстом учебника.
16
1
1
Рассказ об основных событиях
и итогах Русско-турецкой
войны,
используя
историческую карту.
1 Работа с таблицей «Тайные
общества»
1
57
Революционные организации
России в конце XIX века.
58
Царь Александр III Миротворец.
Укрепление
самодержавия
Александром III.
1 Характеристика личности
деятельности Александра III
59
Российское государство в период
правления Александра III.
60
Отношение России с европейскими
странами,
конец
правления
Александра III.
1 Описание
памятников
материальной
и
художественной
культуры,
используя,
мультимедиа
ресурсы, другие источники.
1 Выделение причин появления
революционных кружков на
основе
текста
учебника,
дополнительного материала.
1 Составление схемы «Реформы
С.Ю. Витте» на основе текста
учебника, презентации.
1 Характеристика личности и
деятельности Николая II.
61
62
Последний
император
–
Николай II.
Россия в начале
Николая II.
в
1
Российский
царствования
и
63
Обострение
международных
отношений. Война с Японией.
1 Работа с опорными таблицами,
планом.
64
Революционные
1905-1907
1
выступления
Раскрытие
«демократия»,
понятий
«социализм»,
годов.
«петиция»,
«агитировать».
65
Россия перед Первой мировой
войной.
Участие
России
в Первой
мировой войне.
66
Февральская революция 1917 года.
Отречение Николая II.
Использование
карты,
мультимедиа ресурсов, для
формирования
устойчивых
представлений о роли России в
Первой мировой войне.
1 Составление
развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
1 Использование
при
выполнении заданий приемов
анализа,
сравнения,
обобщения.
1 Выполнение тестовых заданий
1
Контрольный срез за 2 полугодие.
67
Промежуточная аттестация.
Тестирование.
68
«баррикады»,
9 класс
№
Тема
п/п
Глава 1. Российская революция и
Гражданская война.
Кол-во
часов
виды
16
1
Великая российская революция:
февраль. Падение монархии.
1
2
Основные политические партии в
1917
году.
Великая российская революция:
октябрь.
1
4
Программа большевиков.
1
5
Неудачи Временного правительства.
Поход
на
Петроград
Лавра
Георгиевича Корнилова.
1
3
Основные
деятельности
обучающихся
1
Разъяснение
причины
Февральской революции,
установление
двоевластия.
Составление развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
Разъяснение
причины
Октябрьской революции
Работа
с
опорными
таблицами, планом.
Составление развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
6
Захват власти большевиками. Второй
съезд Советов.
1
Рассказ по карте схеме
«Вооруженное восстание
в Петрограде»
7
Установление советской
власти.
Созыв
и роспуск Учредительного собрания.
1
8
Конституция РСФСР.
1
9
Брестский мир.
1
10
Экономическая
большевиков.
политика
1
11
Гражданская война 1918 - 1920 годов.
Белая Армия. Рабоче-крестьянская
Красная Армия.
1
12
Политика «военного коммунизма».
1
13
Ход Гражданской войны.
1
14
Окончание Гражданской войны.
Эмиграция.
Итоги Гражданской
войны.
1
15
Образование и культура в период
Гражданской войны.
1
16
Повторительно – обобщающий урок
по
теме: «Российская революция и
Гражданская война».
Глава 2. Советское государство в
1920
– 1930 годы.
1
Работа
по
плану
«Основные мероприятия
по
установлению
советской власти.
Указание предпосылок и
причин
создания
Конституция РСФСР
Работа с учебником по
выявлению
основных
причин
Работа с учебником (в
парах) по выявлению
основных
черт
экономической политики
Самостоятельное
заполнение таблицы «
Борьба между «белыми» и
«красными» по тексту
учебника.
Работа
по
карте
«Гражданская война и
интервенция»,
игра
«Оденьте бойцов»
Описание жизни и быта
людей в данный период с
опорой
на
план
и
мультимедийную
презентацию.
Рассказ об
основных
событиях
и
итогах
Гражданской
войны,
используя историческую
карту.
Умение
соотносить
иллюстративный материал
с текстом учебника.
Выполнение
тестовых
заданий
16
17
Советская Россия в первой половине
1920-х
годов.
Восстание
в
Кронштадте.
1 Работа с текстом учебника
по заданиям учителя в
малых группах.
18
Отношения РСФСР со странами
Европы.
19
Новая
экономическая
политика
(НЭП).
Финансовая реформа 1922 - 1924
годов.
20
Промышленное
производство
в
период
нэпа. План электрификации РСФСР.
Итоги НЭПа.
Образование Союза Советских
Социалистических
Республик
(СССР).
Объединение советских республик.
Национально-государственное
устройство СССР в 1920-е годы.
Смерть В. И. Ленина.
1 Работа с учебником (в
парах) по выявлению
основных черт внешней
политики
советской
власти.
1 Объяснение
сущности
Нэп.
Сравнение
мероприятий
политики
военного коммунизма и
нэпа
1 Объяснение
причин,
характера
и
итогов
индустриализации
в
СССР.
1 Выявление
причин
образования СССР. Работа
по карте «СССР»
21
22
23
24
Индустриализация в СССР. Первая
пятилетка
(1928
1932год):
ускоренное
развитие
промышленности.
Переход к коллективизации. Итоги
коллективизации.
25
Вторая пятилетка (1933 – 1937 год).
26
Конституция 1936 года.
27
Советское общество в 1930-е годы.
28
Образование и культура в 1930-е
годы.
1 Составление
характеристики личности
и деятельности В. И.
Ленина
1 Объяснение
причин,
характера
и
итогов
индустриализации
в
СССР.
1 Составление рассказа о
ходе
проведения
коллективизации
крестьянских хозяйств.
1 Умение
соотносить
иллюстративный материал
с текстом учебника.
1 Работа
с
текстом
учебника по заданиям
учителя в малых группах.
1 Описание особенностей
жизни и быта советских
людей,
используя,
мультимедиа
ресурсы,
другие источники
1 Описание
памятников
материальной
и
художественной
29
Ситуация в мире в 1930-е годы.
Положение на Дальнем Востоке.
30
Внешняя политика СССР накануне
Второй мировой войны.
31
Повторительно – обобщающий урок
по
теме: «Советское государство в 1920
–
1930 годы».
культуры,
используя,
мультимедиа
ресурсы,
другие источники.
1 Умение
соотносить
иллюстративный материал
с текстом учебника.
1 Работа с учебником (в
парах) по выявлению
основных черт внешней
политики
советской
власти.
1 Обобщение
исторических явлений и
событий, умение делать
выводы.
1 Работа
с
заданиями.
32
Контрольный срез за 1 полугодие
Глава 3. СССР в Великой
Отечественной войне.
33
Действия СССР в начале Второй
мировой войны. Политика Запада.
34
Реорганизация Красной Армии,
укрепление
обороноспособности
СССР.
35
Начало
Великой
Отечественной
войны.
Первые дни войны. Реакция Запада
на
начало войны.
Оборона Москвы. Разгром фашистов
под Москвой.
36
37
Блокада Ленинграда.
38
Всѐ для фронта, всѐ для победы.
тестовыми
20
1
1
Раскрытие
понятий
«фашизм»,
«фашисты»,
«нацисты», «конфликт».
Характеристика советско германских
отношений
накануне
Великой
Отечественной войны
1 Описание
территориального
расширения
СССР
с
сентября 1939 г. по июнь
1941
г.
на
основе
исторической карты.
1 Объяснение
причины
поражения
Красной
Армии
в
начальный
период войны.
1 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
1 Описание исторического
события по различным
источникам (видеофильм,
презентация).
1 Описание
героического
труда людей в тылу с
39
40
Наука и образование.
культуры
– фронту.
Героизм
тружеников
Шаблыкинского района
Мастера
тыла
41
Партизанская война и подпольное
движение.
42
43
Коренной перелом в ходе войны
(осень
1942
1943
год).
Оборона
Севастополя.
Сталинградская битва.
44
Битва на Курской дуге.
45
Наши земляки – участники Великой
Отечественной войны.
46
Битва за Днепр. Битва на Северном
Кавказе.
47
Тегеранская конференция.
48
Освобождение
49
территории СССР
от
немецких оккупантов.
Открытие второго фронта в Европе.
Ялтинская конференция.
использованием учебника,
других
источников
информации.
1 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
1 Составить
рассказ
о
тружениках тыла нашего
района.
Использование
карты,
мультимедиа
ресурсов,
для
формирования
устойчивых
представлений о борьбе
советских
людей
на
оккупированной
территории.
1 Составление развернутых
ответов с опорой на
краеведческий материал
1 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
1 Описание битвы с опорой
на план, по различным
источникам (видеофильм,
презентация). Работа с
таблицей «Главные битвы
войны»
1 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
1 Составление развернутых
ответов с опорой на
краеведческий материал
1 Работа
с
таблицей
«Главные битвы войны»
1 Раскрытие
понятий
«капитуляцию»,
«Нюрнбергский процесс»
1 Составление развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
1 Работа с текстом учебника
по заданиям учителя в
малых группах.
50
Взятие Берлина.
Потсдаме.
51
Война СССР с Японией.
52
53
54
55
56
Конференция
Повторительно – обобщающий урок
по
теме:
«
СССР
в
Великой
Отечественной войне».
14
Глава 4. Послевоенное развитие
СССР. Российская Федерация в
конце
XX (20) – начале XXI (21) века.
СССР после войны. Обстановка в
мире
после войны.
Наука 1945 –начала 1950-х
годов.
Культурная жизнь общества 1945–
начала 1950-х годов.
Пора «оттепели» (середина 1950-х –
первая половина 1960-х годов). Курс
на
строительство коммунизма.
«Оттепель» в советском искусстве.
Образование в 1950-е – начале 1960-х г.
57
Покорение космоса.
58
Советский Союз в середине 1960х–
1980-е годы: от стабильности к
кризису.
Образование и спорт. Советское
искусство 1970 – 1980-х годов.
59
в
60
Россия в 1990-е годы. Начало
перестройки. Период гласности и
свободы мнений.
61
Распад СССР. Россия после распада
СССР. Экономические реформы
1990-х годов.
1 Умение
соотносить
иллюстративный материал
с текстом учебника.
1 Работа
с
текстом
учебника по заданиям
учителя
1 Игра
«Историческое
лото».
1 Самостоятельная работа с
текстом
учебника
по
готовому плану.
1 Рассказ о достижениях
советской науки и техники
в 1950-х–1960-е
1 Приведение примеров из
текста учебника по каким
направлениям шел процесс
«хрущевской оттепели»
1 Описание
советской
культуры
используя,
мультимедиа
ресурсы,
другие источники.
1 Установление
последовательности
событий подготовки и
полета в космос.
1 Самостоятельная работа с
текстом
учебника
по
готовому плану.
1 Составление развернутых
ответов с опорой на текст
учебника.
1 Составление
схемы
«Реформы
М.С.
Горбачева»
1 Охарактеризовать
основные
причины
распада
СССР.
Разъяснение
понятий
Чеченский
кризис:
борьба
за
целостность государства. Отставка
президента Б.Н.Ельцина
62
Первые реформы В. В.Путина.
Экономическое
и
социальное
развитие в 2000 – 2008 годах.
63
Развитие
образования,
культуры,
спорта. Новый этап реформ.
64
Отношения России с другими
странами
в XXI
(21)
веке.
Духовное
возрождение современной России.
Повторительно – обобщающий урок
по
теме: «Послевоенное развитие СССР.
Российская Федерация в конце XX
(20)
– начале XXI (21) века».
Промежуточная аттестация.
Тестирование.
65
66
7.
Описание
деятельности
науки,
материально-технического
«ГКЧП»,
«СНГ».
Составление схемы об
основных
реформах,
проводимых
Б.Н.
Ельциным.
1 Характеристика личности
и
деятельности
В.В.
Путина.
Составление
полных и развернутых
ответов о содержании
реформ.
1 Краткий пересказ текста
по плану.
1 Описание исторического
события
на
основе
различных
источников
информации.
1 Систематизация знаний за
данный период времени.
Выполнение
индивидуальных заданий.
1 Выполнение
заданий.
обеспечения
тестовых
образовательной
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного
материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебновоспитательного процесса является кабинетная система. Кабинет соответствует следующим
требованиям по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.3286-15
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(приказ № 26 от 10.07.2015)
Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости кабинета
(согласно СанПиН 2.4.2.3286-15) .
Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом.
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее
цветовая маркировка
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и
соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и
расстояния
Кабинет имеет
естественное освещение в соответствии с гигиеническими
требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению.
Учебно-методический комплект
№
п/п
1
2
3
Тип
пособия
Программа
Учебник для
общеобразователь
ных организаций,
реализующих
адаптированные
общеобразователь
ные
программы
Рабочая
тетрадь
Автор
Наименование
Издательство,
год
И.М.
Бгажнокова
Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова И. В.
Карелина
И.
М
Бгажнокова Л.В.
Смирнова Е. Н.
Фѐдорова
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
«История Отечества»
7 класс
«История Отечества»
8 класс
«История Отечества»
9 класс
«История Отечества»
7 класс
«История Отечества»
8 класс
«История Отечества»
9 класс
Электронные ресурсы:
Название
адрес
Москва,
«Просвещение»,
2017 г.
Москва,
«Просвещение»,
2019.
Рекомендовано
Министерством
просвещения РФ
Москва,
«Просвещение»,
2019 г.
1.
Портал
по
инклюзивному
и
специальному
образованию
детей
с
ограниченными возможностями здоровья г.
Москва
http://еdu-open.ru/
2. Электронная библиотека студента
http://www.twirpx.com/
3. Открытый портал образования
http://window.edu.ru/
4. Равные возможности образования
5. Сайт электронная версия журнала
«История.Приложение
к
газете
сентября».
6. Электронная библиотека
http://www.znaemmozhem.ru/
his.1september.ru
1
7. Сайт «История и обществознание»:
электронные образовательные ресурсы.
8. Сайт
учителя истории
и
обществознания
Марахтановой Натальи Геннадьевны.
9.
Сайт
« Детские
электронные
презентации и клипы»
biblioteka.ru.
hi-electres.ru.
http://dzuma74wix.com/K
liomania
viki.rdf.ru
10. Школьный портал
рroskolu.ru
11. Проект «Инфоурок»
http://infourok.ru
12. Интернет – проект «Мультиурок»
http://multiurok.ru
Критерии оценки
Оценка знаний – неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний, умений и
навыков обучающихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности
интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Обучающемуся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ обучающихся,
страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк,
неаккуратность письма, качество записей, рисунков и т.д.
При проведении проверки ЗУН осуществляется дифференцированный подход к
обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему
контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей (уровня подготовки
каждого обучающегося).
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее
приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале; отвечает
правильно, отражает основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий,
закономерностей; правильно использует карту; дает правильные осознанные ответы на все
поставленные вопросы; подводит итог.
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который
отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает
отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему
при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой,
подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала
усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в
самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные
ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог
сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ.
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех
заданий; допускается 1 негрубый недочет; качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи
учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет; допускает три негрубых
недочета; оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается
массированная помощь учителя; он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет;
допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета; выполнял работу по учебнику,
конспектам тетради; оптимальное качество 40-60% .
Отметки «2» или «1» не ставятся.
Приложение
к рабочей программе учебного
предмета «История Отечества» в
соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «история Отечества» (2 часа в
неделю)
7 класс на 2025 – 2026 учебный год
п/п
№
Тема
Введение
1
Знакомство
с учебником «История
Отечества». Лента времени.
Глава 1. Древняя Русь.
2
Происхождение славян. В каких местах
селились славяне.
3
Славяне и соседние народы. О хазарах и
Византии.
4
Облик славян и черты их характера.
5
Хозяйство и уклад жизни восточных
славян. Земледелие — основноезанятие
славян.
6
Организация
7
жизни
славян.
Как
менялась жизнь людей в общине.
Жилища,
одежда,
семейные обычаи
восточных славян.
8
Языческие традиции восточных славян.
9
Повторительно - обобщающий урок по
теме: «Древняя Русь».
Дата
планируемая
Дата
фактическая
Глава 2. Древнерусское государство.
10
Как возникло древнерусское
государство. О чѐм рассказывает
древняя летопись.
11
Об Аскольде, Дире и их походах в
Византию.
12
Князь Олег (882— 912).
Правление Олега в Киевской Руси
13
Князь
Игорь
из рода Рюриковичей
(913—945). Походы Игоря на Византию.
Предание о гибели князя Игоря.
14
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
Посольство Ольги в Византию.
15
Сын князя Игоря и Ольги — Святослав.
Войны Святослава. Гибель Святослава.
16
Повторительно - обобщающий урок по
теме: «Древнерусское государство».
Глава 3. Крещение Древней Руси. Расцвет
русского государства.
17
Сыновья князя Святослава.
Возвращение Владимира на Русь.
18
Князь Владимир Красное Солнышко.
19
Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в укреплении
Русского государства
20
Расцвет
21
Князь — воин, строитель, книжник.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого.
22
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
23
Князь Владимир Мономах. Память о
Владимире Мономахе в истории Киевской Руси
(1113-1125).
Русского
государства
при
Ярославе Мудром (1019—1054)
при
24
Распад Руси на отдельные княжества в
XII веке.
25
Новгородская республика. Господин
Великий Новгород.
26
Занятия и торговые пути новгородцев.
27
Ростово-Суздальское княжество в
Князь Юрий Долгорукий.
28
История возникновения Москвы.
29
Культура Руси в X-XIII веках.
30
Былины - источник знаний Древней
Руси.
31
Повторительно - обобщающий урок по
теме: «Крещение Древней Руси. Расцвет
русского государства»
32
Контрольный срез за 1 полугодие.
12 веке.
Глава 4. Русь в борьбе с завоевателями.
33
Образование Монгольского государства.
34
Чингисхан и его армия.
Битва на реке Калке.
35
Нашествие монголов на Русь.
36
Летописи о битвах на реке Сить и
героической обороне Козельска.
37
Походы Батыя на южнорусские земли.
38
Новгородский князь Александр
Невский (1236 – 1263).
39
Невская битва.
40
Ледовое побоище.
41
Власть Золотой Орды над русскими
князьями.
42
Объединение русских земель против
Золотой Орды.
43
Московский князь Иван Калита (1325—
1340). Наследники Калиты.
44
Изменения в Золотой Орде.
45
Московский князь Дмитрий Иванович
(1350—1389).
Благословение
Сергия
Радонежского.
46
Куликовская битва.
47
Поход Тохтамыша на Москву в 1382
году.
48
Наследники Дмитрия Донского.
Василий 2 Тѐмный (1425 – 1462).
49
Собирание Руси Иваном III (1462—1505).
Покорение Новгорода.
50
Освобождение Руси от Золотой Орды.
51
Управление государством Иваном III.
52
Повторительно-обобщающий урок
«Русь в борьбе с завоевателями (XIII- XV вв.)»
Глава 5. Единое
государство.
Московское
53
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный.
54
Земский собор, реформы Избранной
рады.
55
Войны Ивана Грозного.
56
Опричнина.
57
Покорение Сибири.
58
Россия после Ивана Грозного.
Правление Бориса Годунова.
59
Лжедмитрий 1-самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
60
Русская православная церковь в
Смутное время. Минин и Пожарский: за веру
и Отечество.
61
Воцарение династии Романовых.
Царь Алексей Михайлович Романов
(1645 – 1676).
62
Крестьянское
63
восстание
под
предводительством Степана Разина.
Раскол в Русской православной церкви.
64
Развитие России в 17 веке. Культура
России в 16 – 17 веках.
65
Повторительно - обобщающий урок по
теме: «Единое Московское государство».
66
Контрольный срез за 2 полугодие.
67
Повторение за год.
68
Промежуточная аттестация.
Тестирование.
под
Приложение
к рабочей программе учебного
предмета «История Отечества» в
соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «история Отечества» (2 часа в
неделю)
8 класс на 202 – 202 учебный год
№
п/п
1
Тема
Глава 1. Российское государство в конце 17 – начале 18
века.
Наше Отечество – Россия в 17 веке. Российское общество
в 17 веке.
2
3
Детство и юность Петра. Как обучали Петра I.
Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления
Софьи.
4
Воцарение Петра I (1689-1725). Строительство флота.
Азовские походы.
5
Великое посольство (1697-1698).
6
Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.
7
8
Северная война (1700-1721). Поражение под Нарвой.
Первые победы над шведами.
9
Основание Петербурга.
10
Разгром шведов под Полтавой. Завершение Северной
войны.
Заслуги
Петра
Великого
в
истории
России.
Промышленность и сельское хозяйство.
11
12
Изменения в управлении государством.
13
14
Табель о рангах. Указ о единонаследии.
Образование и культура при Петре I.
15
16
Личность Петра I. Семья
Петра Великого.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российское
государство в конце 17 – начале 18 века».
Планируем
ая дата
Фактичес
кая дата
17
Глава 2. Российская империя после Петра I (1725 –
1801).
Екатерина I и Петр II.
18
Внук Петра Великого. Конец правления Петра II.
19
Анна Иоанновна и Иван VI (1730 – 1741). Как правила
Россией
Анна Иоанновна.
Наследники Анны Ивановны. Конец бироновщины.
20
22
Царствование Елизаветы Петровны. Окружение Елизаветы.
Возвращение к порядкам Петра I.
Войны России в период правления Елизаветы Петровны.
23
Воцарение Петра III.
24
Россия в эпоху
Екатерины
Великой. Начало
царствования Екатерины II. Близкое окружение и
помощники Екатерины II.
25
26
Война России с Турцией (1768 – 1774).
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787 –
1791).
Как управляла Россией Екатерина II.
Восстание Е. Пугачѐва.
Конец правления Екатерины Великой.
Развитие образования при Екатерине II.
21
27
28
29
30
31
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Российская
империя после Петра I (1725 – 1801)».
32
Контрольный срез за 1 полугодие
33
34
35
36
Глава 3. Российская империя в первой половине XIX
века
Отношения России со странами Европы. Наполеон
Бонапарт.
Великий князь Павел Петрович. Участие России в союзе
европейских государств против Наполеона.
Переход Суворова через Альпы.
Правление Павла I.
37
38
39
Император Александр I. Реформы Александра I.
Аракчеевщина.
Вторжение армии Наполеона в Россию. Западная граница
России: план Александра I, план Наполеона.
40
41
42
43
Битва за Смоленск.
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Наполеон в Москве.
Александр и Наполеон. Окончание войны.
44
Поход русской армии в Европу в 1813- 1814 годах.
45
46
47
48
Россия после войны с Наполеоном.
Император Николай I (1825 – 1855).
Восстание декабристов.
Реформы Николая I.
49
50
Войны России на Кавказе.
Отношения России с другими странами при Николае I.
51
52
Крымская война. Оборона Севастополя.
Повторительно
–
обобщающий урок по теме:
«Российская империя в первой половине XIX века».
Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20 века).
53
Царь-освободитель Александр
крепостного права.
54
55
Военные реформы Александра II.
Международные отношения при
Александре II. Россия и Средняя Азия.
56
57
58
Русско-турецкая война 1877–1878 годов.
Революционные организации в России в конце XIX века.
Царь
Александр
III
Миротворец.
Укрепление
самодержавия Александром III.
Российское государство в период правления Александра
III.
59
60
61
62
63
64
65
66
II (1855- 1881). Отмена
при
Отношение России с европейскими странами, конец
правления Александра III.
Последний Российский император– Николай II.
Россия в начале царствования Николая II.
Обострение международных отношений. Война с
Японией.
Революционные выступления 1905-1907 годов.
Россия перед Первой мировой войной. Участие России в
Первой мировой войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
67
68
Контрольный срез за 2 полугодие.
Промежуточная аттестация. Тестирование.
Приложение
к рабочей программе учебного
предмета «История Отечества» в
соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «история Отечества» (2 часа в
неделю)
9 класс на 202 -202 учебный год
№
п/п
Тема
2
Глава 1. Российская революция и Гражданская
война.
Великая российская революция: февраль. Падение
монархии.
Основные политические партии в 1917 году.
3
Великая российская революция: октябрь.
4
5
Программа большевиков.
Неудачи Временного правительства. Поход на
Петроград Лавра Георгиевича Корнилова.
Захват власти большевиками. Второй съезд Советов.
Установление советской власти. Созыв и роспуск
Учредительного собрания.
1
6
7
8
Конституция РСФСР.
9
Брестский мир.
10
Экономическая политика большевиков.
11
Гражданская война 1918 - 1920 годов. Белая Армия.
Рабоче-крестьянская Красная Армия.
Политика «военного коммунизма».
Ход Гражданской войны.
12
13
14
Окончание Гражданской войны. Эмиграция. Итоги
Гражданской войны.
15
16
Образование и культура в период Гражданской войны.
Повторительно
–
обобщающий урок по теме:
«Российская революция и Гражданская война».
Глава 2. Советское государство в 1920 – 1930 годы.
Планируем
ая дата
Фактическ
ая дата
24
Советская Россия в первой половине 1920-х годов.
Восстание в Кронштадте.
Отношения РСФСР со странами Европы.
Новая экономическая политика (НЭП). Финансовая
реформа 1922 - 1924 годов.
Промышленное производство в период нэпа. План
электрификации РСФСР. Итоги НЭПа.
Образование Союза Советских Социалистических
Республик
(СССР).
Объединение
советских
республик.
Национально-государственное устройство СССР в
1920-е годы. Смерть В. И. Ленина.
Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928 1932год): ускоренное развитие промышленности.
Переход к коллективизации. Итоги коллективизации.
25
26
27
28
Вторая пятилетка (1933 – 1937 год).
Конституция 1936 года.
Советское общество в 1930-е годы.
Образование и культура в 1930-е годы.
29
Ситуация в мире в 1930-е годы.
Положение
на
Дальнем Востоке.
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой
войны.
Повторительно
–
обобщающий урок по теме:
«Советское государство в 1920 – 1930 годы».
17
18
19
20
21
22
23
30
31
32
33
Контрольный срез за 1 полугодие
Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне.
Действия СССР в начале Второй мировой войны.
Политика Запада.
34
Реорганизация
Красной
обороноспособности СССР.
35
36
37
Начало Великой Отечественной войны. Первые дни
войны. Реакция Запада на начало войны.
Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой.
Блокада Ленинграда.
38
Всѐ для фронта, всѐ для победы.
39
40
Наука и образование. Мастера культуры – фронту.
Героизм тружеников тыла Шаблыкинского района
41
42
Партизанская война и подпольное движение.
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 год).
Оборона Севастополя.
Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге.
43
44
Армии,
укрепление
45
Наши земляки – участники Великой Отечественной
войны.
46
47
Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе.
Тегеранская конференция.
48
Освобождение территории СССР
оккупантов.
Открытие
второго фронта в
конференция.
49
50
51
52
53
54
55
56
57
от
немецких
Европе. Ялтинская
Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме.
Война СССР с Японией.
Повторительно – обобщающий урок по теме: « СССР в
Великой Отечественной войне».
Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская
Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века.
СССР после войны. Обстановка в мире после войны.
Наука 1945 –начала 1950-х
годов.
Культурная
жизнь общества 1945– начала 1950-х годов.
Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина
1960-х годов). Курсна строительство коммунизма.
«Оттепель» в советском искусстве. Образование в
1950-е – начале 1960-х г.
Покорение космоса.
58
Советский Союз в середине 1960-х –1980-е годы: от
стабильности к кризису.
59
Образование и спорт. Советское искусство 1970 – 1980х годов.
60
Россия в 1990-е годы. Начало перестройки. Период
гласности и свободы мнений.
Распад СССР. Россия после распада СССР.
Экономические реформы 1990-х годов. Чеченский
кризис: борьба за целостность государства. Отставка
президента Б.Н.Ельцина
Первые реформы В. В.Путина. Экономическое и
социальное развитие в 2000 – 2008 годах.
Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый
этап реформ.
Отношения России с другими странами в XXI (21) веке.
Духовное возрождение современной России.
61
62
63
64
65
Повторительно
–
обобщающий урок по теме:
«Послевоенное
развитие
СССР.
Российская
Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века».
66
Промежуточная аттестация. Тестирование.