МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Талицкого МО
МКОУ "Горбуновская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на педсовете
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Бузина Т.А.
Приказ № 2808-1 от «28» 08
Протокол №1
от «28» 08 2025 г.
Адаптированная рабочая
программа
учебного предмета
«Чтение»
Год обучения: 2025-2026
для 7 класса
Вариант 1
кол-во часов в неделю - 1; кол-во часов в год - 34
с. Горбуновское 2025г.
2025 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№1026
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059)
и
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык
и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Чтение» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34часа
в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» в 7 классе
определяет следующие задачи:
‒
формирование качества техники чтения: правильность,
осознанность, выразительность, беглость;
‒
формирование
у
обучающихся
чтения
про
себя,
последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность
чтения;
‒
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию
художественных произведений;
‒
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить
вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации,
добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно,
кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
‒
формирование нравственно-эстетических и гражданскопатриотических норм поведения обучающихся на основе произведений
художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся
осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);
‒
совершенствование техники чтения (чтение с соблюдением
логических пауз, не совпадающими со знаками препинания);
‒
закрепление умения выделять главную мысль произведения,
называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать
характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста,
составлять характеристики героев с помощью учителя;
‒
формирование умения выделять в тексте меткие выражения,
художественные определения и сравнения, различать оттенки значений
слов в тексте;
‒
закрепление умения подробно и кратко пересказывать
прочитанное;
2
‒
закрепление
умения
конструировать
развернутое
высказывание, осуществлять контроль за собственной речью,
корректировать высказывание по ходу его содержания или после;
‒
закрепление навыка заучивания наизусть;
‒
развитие эмоциональной сферы, эстетических чувств (в
произведениях обучающиеся должны научиться видеть красивое и
безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости,
уметь различать тружеников и бездельников, защитников Отечества и его
врагов и т. п.);
‒
развитие мыслительной деятельности, устранение затруднений
в установлении последовательности и связи событий, причинной
зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений,
умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и
противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя,
данных в переносном значении;
‒
развитие и коррекция памяти и логического мышления;
‒
выработка жизненно необходимых речевых навыков.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит
использованию знаний русского языка в различных ситуациях.
На уроке чтения в старших классах учитель использует в комбинации
различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В
методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания,
выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю
необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным
составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной
степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации
различных форм работы помогут в осуществлении индивидуальнодифференцированного подхода и сделают урок интересным и
разнообразным.
На уроках чтения в старших классах учитель пользуется, как правило,
классической классификацией методов обучения:
− словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
− наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО,
таблиц, схем, иллюстраций и т. п.
− практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение,
лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное
обучение, проблемное обучение.
Помимо этих методов на уроках чтения в старших классах, особенно в 7–
9 классах, возможно использование методов другой классификации:
− объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
− репродуктивный
метод
(воспроизведение
и
применение
информации);
3
− метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и
показывает путь еѐ решения);
− частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют).
№
Название раздела, темы
Количество Контрольные Внеклассное
п/п
часов
работы
чтение
1
Устное
творчество
народное 14
-
-
2
Из
произведений
11
русской литературы
XIX века
-
-
3
Из
-
-
произведений
9
русской литературы
XX века
Итого
34
0
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
0
Личностные результаты
‒ принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
‒ формирование навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
‒ способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
‒ воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
‒ развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
‒ сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Чтение» на конец 7
класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• уметь читать вслух правильно, выразительно доступные тексты
целыми словами;
• уметь читать про себя проанализированные ранее тексты;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать близко к тексту отдельные части произведения,
доступные обучающимся по изображѐнным событиям;
4
• высказывать своѐ отношение к поступкам героев в доступной
учащимся форме;
• выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
• заучивать стихотворения наизусть (объѐм текста с учѐтом
особенностей учеников);
• принимать участие в уроках внеклассного чтения, выполняя
доступные задания по прочитанному тексту.
достаточный уровень
• уметь читать вслух правильно, выразительно, бегло
(словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
• уметь читать про себя с предварительным заданием лѐгкие по
содержанию тексты;
• выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
• формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
• делить текст на части или озаглавливать данные части под
руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
• характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя),
давать оценку их поступкам;
• выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с
помощью учителя);
• соотносить читаемые произведения с определѐнным жанром (с
помощью учителя);
• заучивать наизусть не менее 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под контролем учителя,
участвовать в еѐ обсуждении. Уметь составлять отзывы под руководством
учителя.
Результаты формирования базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
На основе усвоенных норм социально одобряемого поведения в знакомых
(учебных) ситуациях при незначительном контроле (со стороны взрослого)
самостоятельно проявляет адекватное поведение, что позволяет:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации взаимодействия с одноклассниками, при незначительном
контроле взрослого способен:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
5
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
В организованной взрослым деятельности при незначительной помощи
может:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В учебной деятельности, при наличии шаблона (образца, алгоритма,
схемы) может:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема предмета
Кол- Программное содержание
во
часов
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Устное народное творчество – 14 часов
1
Вводный урок. «Что ты 1
читал
летом?»
Знакомство
с
учебником «Чтение»
Знакомство с учебником, его
разделами,
условными
обозначениями.
Рассказы
детей о том, что читали летом
Знакомятся с учебником, его
разделами,
условными
обозначениями.
Рассказывают, что читали
летом
Знакомятся с учебником,
его разделами, условными
обозначениями.
Рассказывают, что читали
летом
2
Ознакомительная
1
статья
«Устное
народное творчество коллективное
творчество народа»
Чтение статьи. Выявление
знаний по данной теме. Работа
над выразительным чтением
(потешки,
считалки,
скороговорки,
пословицы).
Конкурсы: «На самое смешное
чтение потешки», «На самое
быстрое
и
четкое
произнесение скороговорки»,
«Собери пословицу»
Читают статью правильно,
целыми
словами.
Выразительно
читают:
прибаутки,
потешки,
заклички (объѐм текста с
учѐтом
особенностей
учеников). Участвуют в
конкурсах
(потешек,
скороговорок, пословиц и
поговорок)
Читают статью правильно,
выразительно,
бегло.
Читают
выразительно:
прибаутки,
потешки,
заклички,
скороговорки,
пословицы,
поговорки.
Участвуют в конкурсах
(потешек,
скороговорок,
пословиц и поговорок)
3
Статья (продолжение) 1
«Устное
народное
творчество.
Жанры
устного
народного
творчества» Тестовые
задания
Работа
над
пониманием
фольклорного
текста,
изучением жанров народного
творчества,
пониманием
происхождения
устного
народного
творчества.
Выполнение тестовых заданий
Читают вслух правильно,
выразительно,
целыми
словами. Изучают жанры
народного творчества (с
помощью
учителя).
Выполняют
тестовые
задания
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Понимают
фольклорный
текст,
изучают
жанры
народного
творчества,
понимают происхождение
устного
народного
творчества.
Выполняют
7
тестовые задания
4
Сказка «Сивка-бурка» 1
(русская
народная
сказка) 1 часть
Совершенствование техники
чтения.
Работа
над
выразительным
чтением.
Выборочное чтение. Чтение
сказки по ролям. Анализ
сказки по вопросам учителя.
Выяснение морали сказки,
признаков волшебной сказки,
поэтики сказки, сказочных
формул. Просмотр отрывка из
мультфильма. Наблюдение за
языком сказки
Читают
сказку
выразительно,
целыми
словами.
Отвечают
на
вопросы. Читают сказку по
ролям. Находят в тексте
признаки волшебной сказки,
поэтики сказки, сказочных
формул
(с
помощью
учителя). Смотрят отрывок
из мультфильма
Читают
сказку
выразительно,
бегло.
Читают сказку по ролям.
Анализируют сказку по
вопросам учителя. Находят
и объясняют мораль сказки.
Смотрят
отрывок
из
мультфильма
6
Сказка «Сивка-бурка» 1
(русская
народная
сказка) 2 часть
Совершенствование техники
выразительного
чтения.
Нахождение в тексте сложных
для
понимания
слов
и
выражений.
Рассказывание
(пересказ)
сказки
с
использованием
сказочных
слов и выражений и с
иллюстративным материалом.
Прослушивание аудиозаписи
сказки. Устное (словесное)
рисование сказки
Читают
сказку
выразительно,
целыми
словами. Находят в тексте
незнакомые слова, учатся
объяснять их (с помощью
учителя).
Прослушивают
аудиозапись
сказки.
Передают
краткое
содержание
отдельных
эпизодов
сказки
с
использованием сказочных
слов и выражений (по
наводящим вопросам)
Читают
сказку
выразительно,
бегло.
Находят в тексте сложные
для понимания слова и
выражения. Прослушивают
аудиозапись
сказки.
Рассматривают
иллюстративный материал.
Рассказывают сказки с
использованием сказочных
слов и выражений
7
Сказка
цапля»
Совершенствование техники Читают
сказку Читают
сказку
выразительного
чтения. выразительно,
целыми выразительно,
бегло.
Просмотр
мультфильма. словами. Находят в тексте Читают сказку по ролям.
«Журавль
и 1
8
8
«Умный
(русская
сказка)
мужик» 1
народная
Чтение сказки по ролям.
Анализ сказки по вопросам
учителя. Выяснение морали
сказки, признаков сказки,
сказочных
формул.
Нахождение сложных для
понимания слов и выражений.
Сопоставление пословицы и
поговорки с текстом сказки.
Описание образов персонажей
сказки.
Рассказывание
(пересказ)
сказки
с
использованием
сказочных
слов,
выражений
и
иллюстративным материалом.
Иллюстрирование сказки
непонятные
слова
и
выражения. Сопоставляют
пословицы и поговорки с
текстом сказки (с помощью
учителя).
Смотрят
мультфильм.
Передают
краткое содержание сказки с
опорой на иллюстрации.
Рисуют
иллюстрации
к
сказке
Анализируют сказку по
вопросам
учителя.
Выясняют мораль сказки.
Находят в тексте признаки
сказки.
Смотрят
мультфильм. Рассказывают
сказку с использованием
сказочных
слов
и
выражений.
Рисуют
иллюстрации к сказке
Совершенствование техники
чтения. Анализ сказки по
вопросам
учителя.
Наблюдение за языком сказки.
Выяснение морали сказки,
нахождение
признаков
бытовой сказки, сказочных
формул. Нахождение в тексте
сложных для понимания слов
и выражений. Сопоставление
пословицы и поговорки с
текстом сказки. Описание
героев сказки, их характера и
поступков.
Рассказывание
Читают сказку правильно,
выразительно,
целыми
словами. Находят в тексте
незнакомые слова, учатся
объяснять их, опираясь на
текст (с помощью учителя).
с
иллюстративным
материалом. Пересказывают
сказку с использованием
сказочных
слов
и
выражений, с опорой на
иллюстративный материал
(на доступном уровне)
Читают сказку правильно,
выразительно,
бегло.
Выделяют
зачин
и
концовку.
Анализируют
сказку
по
вопросам
учителя. Выясняют мораль
сказки, находят признаки
бытовой сказки, сказочных
формул. Находят сложные
для понимания слова и
выражения. Сопоставляют
пословицы и поговорки с
текстом сказки. Описывают
героев сказки, их характеры
9
(пересказ)
сказки
с
использованием
сказочных
слов и выражений, с опорой на
иллюстративный материал
и поступки
9
Былина «Три поездки 1
Ильи Муромца»
Совершенствование техники
чтения. Чтение правильное,
беглое, выразительное по
ролям. Наблюдение за языком
былины. Ответы на вопросы
по
содержанию.
Анализ
былины по вопросам учителя.
Выяснение идеи былины,
признаков былины. Просмотр
отрывка из мультфильма
Читают
былину
вслух
правильно,
выразительно,
целыми словами. Учатся
выяснять идею былины.
Находят признаки былины (с
помощью
наводящих
вопросов). Смотрят отрывок
из мультфильма
Читают былину правильно,
выразительно,
бегло.
Проводят анализ былины с
помощью
вопросов
учителя. Выясняют идею
былины, находят в тексте
признаки былины. Смотрят
отрывок из мультфильма
10
Былина «Три поездки 1
Ильи Муромца»
Совершенствование техники
чтения. Нахождение в тексте
сложных для понимания слов
и выражений. Сопоставление
пословицы и поговорки с
текстом
сказки.
Устное
(словесное) рисование сюжета
былины.
Составление
характеристики
главного
героя.
Рассматривание
иллюстративного материала
Читают вслух правильно,
выразительно,
целыми
словами. Находят в тексте
сложные для понимания
слова
и
выражения,
объясняют их (с помощью
учителя).
Рассматривают
иллюстрации, находят в
тексте
соответствующий
отрывок
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Находят
в
тексте
устаревшие и сложные для
понимания
слова
и
выражения. Сопоставляют
пословицы и поговорки с
текстом
сказки.
Характеризуют
главного
героя (с помощью учителя),
дают оценку его поступкам
11
Народные песни. «Ах, 1
кабы на цветы не
морозы»
Выразительное чтение песен.
Анализ народных песен с
опорой на вопросы учителя,
музыку,
произведения
Читают вслух
выразительно,
словами.
особенности
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Анализируют
народные
песни с опорой на вопросы
правильно,
целыми
Отмечают
текста
10
искусства. Наблюдение за
особенностями
текста
фольклорной песни. Возможно
использование аудиозаписи
фольклорной
песни
(с
помощью
учителя).
Прослушивают аудиозапись
песни
учителя,
музыку,
произведения
искусства.
Прослушивают аудиозапись
песни
12
Пословицы.
Объяснение
содержания пословиц
1
Совершенствование
выразительного
чтения.
Объяснение
смыслового
значения
пословиц.
Обращение
внимания
на
особенность
народных
произведений малых форм
Подбор (поиск) пословиц по
разной тематике. Ответы на
вопросы
по
содержанию.
Конкурс «Собери пословицу»,
«Продолжи пословицу»
Читают вслух правильно,
выразительно,
целыми
словами.
Принимают
участие
в
конкурсе
(викторине).
Учатся
находить
и
подбирать
пословицы
по
разной
тематике
(с
помощью).
Участвуют
в
конкурсе
«Собери
пословицу»,
«Продолжи
пословицу»,
«Вспомни
как
можно
больше
пословиц
на
тему…». Работают в парах,
группах
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Обращают внимание на
особенность
народных
произведений малых форм.
Находят
и
подбирают
пословицы
по
разной
тематике.
Объясняют
смысловое
значение
пословиц. Участвуют в
конкурсе
«Собери
пословицу»,
«Продолжи
пословицу», «Вспомни как
можно больше пословиц на
тему…». Работают в парах,
группах
13
Загадки. Объяснение 1
содержания загадок
Подбор (поиск) загадок по
разным темам. Отгадывание
загадок.
Самостоятельное
составление
загадок.
Проведение конкурса или
викторины
Подбирают
загадки
по
разной тематике. Учатся
отгадывать и составлять
загадки
(с
подсказкой).
Участвуют
в
конкурсе
(викторине):
«Нарисуй
отгадку»
Находят
и
подбирают
загадки по разной тематике.
Отгадывают
загадки.
Самостоятельно составляют
загадки.
Принимают
участие
в
конкурсе
(викторине):
«Нарисуй
отгадку», «Сочини загадку»
14
Итоговый урок по теме 1
Ответы на вопросы по теме Отвечают
на
вопросы. Рассказывают отрывки из
11
«Устное
народное
творчество».
Интерактивный тест к
разделу
«Устное
народное творчество»
«Устное
народное
творчество».
Рассказывание
отрывков
из
сказок.
Рассматривание иллюстраций
(рисунков) к сказкам, в том
числе выполненным самими
обучающимися. Выполнение
заданий интерактивного теста
Рассказывают отрывки из
сказок,
доступные
обучающимся.
Рассматривают
иллюстративный материал к
сказкам,
передавая
содержание данного сюжета.
Выполняют
задания
интерактивного
теста.
Работают в парах, группах
сказок. Находят отрывки в
тексте по иллюстрациям к
сказкам, в том числе
выполненным
самими
обучающимися.
Выполняют
задания
интерактивного
теста.
Работают в парах, группах
Из произведений русской литературы XIX века – 11 часов
15
Обзорный
урок. 1
Русские поэты Х1Хв.
Беседа или рассказ учителя в
сочетании
с
наглядным
материалом,
музыкой,
репродукциями картин, аудиои
видеоматериалом.
Самостоятельное составление
вопросов к тексту. Оценка
составленных
вопросов,
правильности ответов на них,
подкрепление своих ответов
фрагментами
из
текста,
иллюстративным материалом
Слушают
сообщение
учителя.
Изучают
самостоятельно биографию
поэтов.
Отвечают
на
вопросы учителя
Слушают
сообщение
учителя.
Самостоятельно
изучают биографию поэтов
и
их
творчество.
Составляют
вопросы,
оценивают
правильность
ответов
16
А.
С.
Пушкин. 1
Биография
А.С.Пушкина
Вступительная беседа учителя
(с
показом
презентации).
Чтение и пересказ биографии
и основных фактов из жизни и
творчества А. С. Пушкина.
Ответы на вопросы учителя по
Слушают
сообщение
учителя. Читают биографию
и знакомятся с основными
фактами
из
жизни
и
творчества А. С. Пушкина.
Принимают участие в беседе
Читают и пересказывают
биографию и основные
факты
из
жизни
и
творчества А. С. Пушкина.
Отвечают
на
вопросы
учителя
по
тексту.
12
тексту. Беседа о знакомых о знакомых произведениях Принимают
участие
в
произведениях А. С. Пушкина А. С. Пушкина
беседе
о
знакомых
произведениях
А.
С.
Пушкина
17
А.С. Пушкин «Сказка 1
о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне
Лебеди» гл.1
Совершенствование техники
чтения. Выборочное чтение.
Возможно
использование
аудиоили
видеозаписи
Формирование
умения
различать сказку, рассказ,
стихотворение, басню (по
названию). Просмотр отрывка
из мультфильма
Читают вслух правильно,
выразительно,
целыми
словами.
Отвечают
на
вопросы по тексту (своими
словами). Смотрят отрывок
из мультфильма
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Выборочно читают отрывки
из сказки. Находят ответы
на вопросы в тексте.
Смотрят
отрывок
из
мультфильма
18
А.С.Пушкин «Сказка о 1
царе Салтане, о сыне
его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне
Лебеди» гл.2
Совершенствование
умения
выразительного
чтения.
Выборочное чтение. Чтение
отрывка сказки по ролям.
Проведение анализа сказки по
вопросам учителя. Выяснение
морали сказки, нахождение
признаков волшебной сказки,
поэтики сказки, сказочных
формул.
Возможно
использование аудиозаписи
Отвечают
на
вопросы,
учатся находить ответы в
тексте (с помощью учителя).
Читают вслух правильно,
выразительно,
целыми
словами. Учатся читать по
ролям.
Прослушивают
аудиозапись отрывка сказки
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Читают
по
ролям.
Анализируют сказку по
вопросам
учителя.
Определяют мораль сказки,
находят в тексте признаки
волшебной сказки, поэтики
сказки, сказочных формул.
Прослушивают аудиозапись
отрывка сказки
19
А.С.Пушкин «Сказка о 1
царе Салтане, о сыне
его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне Салтановиче и
Отработка
умения Читают вслух правильно,
выразительно
читать. выразительно,
целыми
Выборочное
чтение. словами. Выделяют в тексте
Совершенствование техники незнакомые
слова
и
чтения. Нахождение в тексте выражения (с помощью
Читают вслух
выразительно,
Находят
и
сложные для
слова
и
правильно,
бегло.
объясняют
понимания
выражения.
13
20
21
о прекрасной царевне
Лебеди» гл.3
сложных для понимания слов
и выражений. Нахождение
отрывков
в
тексте,
соответствующих
иллюстративным материалам.
Возможно
использование
аудиозаписи
или
(мультфильма)
учителя). Объясняют их с Находят
в
тексте
помощью учителя. Находят зачитывают отрывки
в
тексте
отрывки
к иллюстрациям
иллюстрациям
и
к
А.С.Пушкин «Сказка о 1
царе Салтане, о сыне
его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне
Лебеди» гл.4
Совершенствование
умения
выразительного
чтения.
Выборочное
чтение.
Составление характеристики
персонажей,
описание
внешнего вида, оценка их
поступков.
Передача
с
помощью
авторских
слов
характера героя, событий,
отношения к ним автора.
Возможно
использование
аудиоили
видеозаписи
отрывка из сказки
Стараются читать вслух
правильно,
выразительно,
целыми
словами.
Высказывают
своѐ
отношение к поступкам
героев,
составляют
их
характеристику
(в
доступной форме)
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Составляют характеристики
персонажей,
описывают
внешний вид, дают оценку
их поступкам
А.С.Пушкин «Сказка о 1
царе Салтане, о сыне
его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне
Лебеди»
Отработка
умения
выразительного
чтения.
Выборочное
чтение.
Коллективное
обсуждение,
высказывание
собственного
мнения. Заучивание наизусть
отрывка из сказки. Возможно
использование
аудиозаписи
отрывка
из
сказки
для
Принимают
участие
в
коллективном обсуждении,
учатся
высказывать
собственное
мнение
в
доступной
обучающимся
форме. Заучивают наизусть
отрывок из сказки (объѐм
текста
с
учѐтом
особенностей обучающихся)
Принимают
участие
в
коллективном обсуждении,
высказывают собственное
мнение.
Заучивают
наизусть отрывок из сказки
14
заучивания наизусть
22
Внеклассное чтение по 1
книге А.Г.Алексина «А
тем временем где-то»
Рассказывание
(пересказ)
отрывков из произведений.
Использование
элементов
драматизации. Использование
иллюстративного материала,
рисунков.
Организация
выставки
книг,
ведение
дневников
внеклассного
чтения, оформление уголка
внеклассного чтения
Выделяют
тему
произведения, участвуют в
обсуждении
идеи.
Выражают свое отношение к
поступкам
героев
и
событиям
(с
помощью
учителя).
Принимают
участие
в
организации
выставки книг, заполняют
дневники
внеклассного
чтения, оформляют уголок
внеклассного чтения
Выборочно
читают,
рассказывают отрывки из
произведений. Используют
иллюстративный материал,
рисунки.
Оформляют
выставку
книг,
ведут
дневники
внеклассного
чтения, оформляют уголок
внеклассного чтения
23
М. Ю. Лермонтов. 1
Биография
М.Ю.Лермонтова
Вступительная беседа учителя
(с
показом
презентации).
Чтение и пересказ биографии
и основных фактов из жизни и
творчества М. Ю. Лермонтова.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя по тексту
Слушают
сообщение
учителя. Читают биографию
и основные факты из жизни
и
творчества
М.
Ю.
Лермонтова. Отвечают на
вопросы учителя по тексту
Читают и пересказывают
биографию и основные
факты
из
жизни
и
творчества
М.
Ю.
Лермонтова. Формулируют
вопросы к тексту (с
помощью учителя)
24
М.Ю.Лермонтов
Стихотворение
«Бородино»
1
Прослушивание аудиозаписи
(отрывок из «Бородино»).
Выразительное
чтение
стихотворения
целыми
словами. Ответы на вопросы
по
содержанию.
Анализ
стихотворения.
Работа
с
непонятными словами
Слушают
аудиозапись
стихотворения
(отрывок).
Читают
стихотворение
выразительно,
целыми
словами.
Отвечают
на
вопросы по содержанию.
Читают
объяснение
непонятных слов
Слушают
аудиозапись
стихотворения (отрывок).
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Анализируют
стихотворение
(по
вопросам). Выделяют в
тексте непонятные слова
25
Н.А.Некрасов.
1
Вступительная беседа учителя Слушают
сообщение Читают и пересказывают
15
Биография
Н.А.Некрасова
(с просмотром презентации).
Чтение и пересказ биографии
и основных фактов из жизни и
творчества Н. А. Некрасова.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя по тексту.
Беседа
о
знакомых
произведениях
Н.
А.
Некрасова
учителя. Читают биографию
и основные факты из жизни
и
творчества
Н.
А.
Некрасова.
Выборочно
читают текст. Отвечают на
вопросы учителя по тексту
биографию и основные
факты
из
жизни
и
творчества Н. А. Некрасова.
Выборочно
читают.
Формулируют вопросы к
тексту
(с
помощью
учителя)
Из произведений русской литературы XX века - 9 часа
Обзорный
урок 1
«Русская литература и
писатели ХХ в.»
Знакомство с творчеством
русских писателей ХХ вв.
(презентация). Беседа или
рассказ учителя в сочетании с
наглядным
материалом,
репродукциями картин, аудиои
видеоматериалом.
Самостоятельное составление
вопросов
к
тексту.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя по тексту
Слушают
сообщение
учителя,
смотрят
презентацию, знакомятся с
поэтами и их творчеством.
Отвечают
на
вопросы
учителя
Слушают
сообщение
учителя,
смотрят
презентацию, знакомятся с
поэтами и их творчеством.
Формулируют вопросы к
тексту
(с
помощью
учителя)
27
А.М.Горький.
Биография
А.М.Горького
Вступительная беседа учителя
(с
показом
презентации).
Чтение биографии и основных
этапов творчества А. М.
Горького. Ответы на вопросы
учителя по тексту
Слушают
сообщение
учителя. Читают биографию
и основные факты из жизни
и творчества А. М. Горького.
Выборочно
читают.
Отвечают
на
вопросы
учителя по тексту
Читают
биографию
и
основные факты из жизни и
творчества А. М. Горького.
Формулируют вопросы к
тексту
(с
помощью
учителя)
28
А.М.Горький. Повесть 1
26
1
Чтение
текста
(фрагмента Читают
вслух
правильно, Читают вслух правильно,
16
«Детство»
(отрывки)
ч.1
текста)
учителем.
Совершенствование техники
чтения. Чтение по ролям.
Выборочное
чтение.
Выделение
в
тексте
незнакомых слов и объяснение
их значения. Анализ текста по
вопросам учителя
выразительно,
целыми
словами. Читают по ролям.
Выделяют
в
тексте
незнакомые
слова
(с
помощью учителя)
выразительно,
бегло.
Читают
по
ролям.
Анализируют текст по
вопросам
учителя.
Выделяют
незнакомые
слова в тексте, правильно
их объясняют (с помощью
учителя)
29
А.М.Горький. Повесть 1
«Детство»
ч.2
(отрывки)
Чтение текста (фрагмента
текста)
учителем.
Рассматривают иллюстрации.
Выделяют в тексте трудные
для понимания и незнакомые
слова и выражения. Чтение по
ролям
Читают вслух правильно,
выразительно,
целыми
словами.
Рассматривают
иллюстрации, находят в
тексте
отрывки,
соответствующие
им.
Выделяют
в
тексте
незнакомые
слова
(с
помощью учителя)
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Выделяют
незнакомые
слова в тексте, правильно
их объясняют (с помощью
учителя). Читают отрывок
по ролям
30
М.В.Исаковский.
Биография
М.В.Исаковского
Вступительная беседа учителя.
Знакомство с биографией и
основными
этапами
творчества М. В. Исаковского.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Выразительное чтение.
Проведение
сравнительного
анализа произведений
М.
Горького и стихотворения М.
Исаковского.
Умение
выразительно читать по ролям
стихотворение
Слушают
сообщение
учителя. Читают биографию
и
основные
этапы
творчества
М.
В.
Исаковского. Отвечают на
вопросы учителя по тексту
Читают
биографию
и
основные этапы творчества
М.
В.
Исаковского.
Отвечают
на
вопросы
учителя
по
тексту.
Проводят
сравнительный
анализ произведений М.
Горького и стихотворения
М.
Исаковского.
Выразительно читают по
ролям стихотворение
1
17
31
М.В.Исаковский.
Стихотворение
«Детство»
1
Проведение беседы с опорой
на иллюстрации, рисунки
обучающихся, произведения
искусства, музыку, знания и
опыт школьников. Анализ
стихотворения по вопросам
учителя
Читают вслух правильно,
выразительно,
целыми
словами. Участвуют в беседе
с опорой на иллюстрации в
доступной форме. Отвечают
на вопросы учителя
Читают вслух правильно,
выразительно,
бегло.
Участвуют в беседе с
опорой на иллюстрации,
рисунки
обучающихся,
произведения
искусства,
музыку, знания и опыт
школьников. Анализируют
стихотворение по вопросам
учителя
32
К.Г.Паустовский.
Биография
К.Г.Паустовского
1
Вступительная беседа учителя
(с
показом
презентации).
Чтение биографии и основных
этапов творчества К. Г.
Паустовского.
Ответы
на
вопросы учителя по тексту.
Проведение
беседы
о
знакомых
обучающимся
произведениях
К.
Г.
Паустовского
Слушают
сообщение
учителя. Читают биографию
и основные факты из жизни
творчества
К.
Г.
Паустовского. Отвечают на
вопросы учителя по тексту.
Участвуют в беседе о
знакомых
обучающимся
произведениях
К.
Г.
Паустовского в доступной
форме
Читают и пересказывают
биографию и основные
факты
из
жизни
и
творчества
К.
Г.
Паустовского.
Формулируют вопросы к
тексту
(с
помощью
учителя). Участвуют в
беседе
о
знакомых
обучающимся
произведениях
К.
Г.
Паустовского
33
М.М.Зощенко.
Биография
М.М.Зощенко
1
Вступительная беседа учителя
(с
показом
презентации).
Читают
биографию
и
основные этапы жизни и
творчества М. М. Зощенко.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Проведение беседы о
знакомых
обучающимся
Слушают
сообщение.
Читают про себя биографию
М. М. Зощенко. Отвечают на
вопросы учителя по тексту.
Принимают участие в беседе
о знакомых обучающимся
произведениях
М.
М.
Зощенко в доступной форме
Читают
биографию
и
основные этапы жизни и
творчества М. М. Зощенко.
Формулируют вопросы к
тексту
(с
помощью
учителя).
Называют
знакомые
произведения
М.М.Зощенко.
Кратко
18
произведениях М. М. Зощенко
34
В.П.Катаев. Биография 1
В.П.Катаева
Вступительная беседа учителя.
Читают
и
пересказывают
биографию и основные этапы
творчества В. П. Катаева.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Проведение беседы о
подвигах солдат с опорой на
иллюстрации,
знания
школьников
передают их содержание
Слушают учителя. Читают
про себя биографию В. П.
Катаева.
Отвечают
на
вопросы учителя по тексту.
Принимают участие в беседе
о подвигах солдат с опорой
на иллюстрации, знания
школьников в доступной
форме
Читают и пересказывают
биографию и основные
этапы творчества В. П.
Катаева.
Формулируют вопросы по
тексту
(с
помощью
учителя)
19
V.
Перечень учебно – методического обеспечения
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы. Под ред. В.В. Воронковой
/Сборник 1
.-М.: ВЛАДОС,2011 г.
2. Русский язык и чтение 5-7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения /М.Е. Прокопенко.-Волгоград:
Учитель, 2009 . – серия Коррекционное обучение.
3. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида /А.К. Аксенова.- М:
Просвещение, 2014
20