МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Талицкого МО
МКОУ «Горбуновская СОШ»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете
Директор
Протокол № 1
от «28» 08 2025 г.
________________________
Бузина Т.А.
Приказ № 2808-1 от «28» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3466183)
учебного курса «Русский язык»
для обучающихся 10-11 классов
Срок реализации: 2025-2026 учебный год
с. Горбуновское, 2025 г.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с.Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области с учѐтом Примерной программы
среднего общего образования по предмету «Русский язык» и авторской программы «Русский язык 10-11 классы» под ред. Гольцовой Н.Г.,
М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012г.
Общие цели учебного предмета.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является
освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных
возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать
личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения
профессионального образования и дальнейшего самообразования;
- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных
коммуникативных способностей и речевой культуры.
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Русский язык» отводится:
в 10 классе – 70 часов, из них на развитие речи 4 часа, контрольных работ 4;
в 11 классе – 70 часов, из них на развитие речи 6 часов, контрольных работ 4.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. (в 2-х частях)Учебник для общеобразовательных учреждений.М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Срок реализации рабочей программы 2 года.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
•признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии
и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность
обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма,
дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
•принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия
и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
выпускник научится искать и находить обобщѐнные способы решения задач, в том числе осуществлять развѐрнутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за еѐ пределами), подбирать партнѐров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
10 класс
ВВЕДЕНИЕ
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их
употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики
современного русского языка.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы
производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы
словообразования. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание удвоенных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы
степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия
кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
Причастие
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в
наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия
на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы
и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное
написание НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой
ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
11 класс
Введение
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Введение
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации.
Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении.
Простое осложненное предложение
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и
эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного
выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
СТИЛИСТИКА
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного
русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка,
научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического
(выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.)
стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Проблемы экологии языка.
РЕЧЬ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Проверяемые требования к результатам освоения основной
образовательной программы (10 класс)
Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования
1 Общие сведения о языке
1.1 Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке
1.2 Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовнонравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения
отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного)
1.3 Понимать и уметь комментировать функции русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России, одного из
мировых языков (с использованием статьи 68 Конституции
Российской Федерации, Федерального закона от 01.06.2005
N 53-ФЗ "О государственном языке Российской
Федерации", Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N
1807-1 "О языках народов Российской Федерации")
1.4 Различать формы существования русского языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и
характеризовать признаки литературного языка и его роль в
обществе; использовать эти знания в речевой практике
2 Язык и речь. Культура речи
2.1 Система языка. Культура речи2.1.1 Иметь представление о русском языке как системе, знать
основные единицы и уровни языковой системы,
анализировать языковые единицы разных уровней языковой
системы
2.1.2 Иметь представление о культуре речи как разделе
лингвистики; комментировать нормативный,
коммуникативный и этический аспекты культуры речи,
приводить соответствующие примеры; иметь
представление о языковой норме, ее видах
2.1.3 Анализировать речевые высказывания с точки зрения
коммуникативной целесообразности, уместности, точности,
ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка
2.1.4 Использовать словари русского языка в учебной
деятельности
2.2 Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
2.2.1 Выполнять фонетический анализ слова
2.2.2 Определять изобразительно-выразительные средства
фонетики в тексте
2.2.3 Анализировать и характеризовать особенности
произношения безударных гласных звуков, некоторых
согласных, сочетаний согласных, некоторых
грамматических форм, иноязычных слов; анализировать и
характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и
акцентологических норм современного русского
литературного языка; соблюдать основные
произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка
2.2.4 Использовать орфоэпический словарь
2.3 Лексикология и фразеология. Лексические нормы
2.3.1 Выполнять лексический анализ слова
2.3.2 Определять изобразительно-выразительные средства
лексики
2.3.3 Анализировать и характеризовать высказывания (в том
числе собственные) с точки зрения соблюдениялексических норм современного русского литературного
языка; соблюдать лексические нормы; характеризовать и
оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоциональноэкспрессивной лексики
2.3.4 Использовать толковый словарь, словари синонимов,
антонимов, паронимов; словарь иностранных слов,
фразеологический словарь, этимологический словарь
2.4 Морфемика и словообразование. Словообразовательные
нормы
2.4.1 Выполнять морфемный и словообразовательный анализ
слова
2.4.2 Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в
том числе собственные) с точки зрения особенностей
употребления сложносокращенных слов (аббревиатур)
2.4.3 Использовать словообразовательный словарь
2.5 Морфология. Морфологические нормы
2.5.1 Выполнять морфологический анализ слова
2.5.2 Определять особенности употребления в тексте слов
разных частей речи
2.5.3 Анализировать и характеризовать высказывания (в том
числе собственные) с точки зрения соблюдения
морфологических норм современного русского
литературного языка; соблюдать морфологические нормы;
характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
трудных случаев употребления имен существительных,
имен прилагательных, имен числительных, местоимений,
глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках
изученного)
2.5.4 Использовать словарь грамматических трудностей,
справочники
2.6 Орфография. Основные правила орфографии
2.6.1 Иметь представление о принципах и разделах русской
орфографии; выполнять орфографический анализ слова
2.6.2 Анализировать и характеризовать текст (в том числесобственный) с точки зрения соблюдения орфографических
правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного); соблюдать правила орфографии
2.6.3 Использовать орфографические словари
3 Речь. Речевое общение
3.1 Создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний - не менее
100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7
- 8 реплик)
3.2 Выступать перед аудиторией с докладом; представлять
реферат, исследовательский проект на лингвистическую и
другие темы; использовать образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач
3.3 Знать основные нормы речевого этикета применительно к
различным ситуациям официального (неофициального)
общения, статусу адресанта (адресата) и другим;
использовать правила русского речевого этикета в
социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, повседневном общении,
интернет-коммуникации
3.4 Употреблять языковые средства с учетом речевой
ситуации; соблюдать в устной речи нормы современного
русского литературного языка; оценивать собственную и
чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления
4 Текст. Информационно-смысловая переработка текста
4.1 Применять знания о тексте, его основных признаках,
структуре и видах представленной в нем информации в
речевой практике
4.2 Понимать, анализировать и комментировать основную и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух
4.3 Выявлять логико-смысловые отношения междупредложениями в тексте
4.4 Создавать тексты разных функционально-смысловых
типов; тексты разных жанров научного,
публицистического, официально-делового стилей (объем
сочинения - не менее 150 слов)
4.5 Использовать различные виды аудирования и чтения в
соответствии с коммуникативной задачей, приемы
информационно-смысловой переработки прочитанных
текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и
другие, и прослушанных текстов (объем текста для чтения 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного
текста для пересказа от 250 до 300 слов)
4.6 Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект,
реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие)
4.7 Корректировать текст: устранять логические, фактические,
этические, грамматические и речевые ошибки
Проверяемые элементы содержания (10 класс)
1 Общие сведения о языке
1.1 Язык как знаковая система. Основные функции языка
1.2 Лингвистика как наука
1.3 Язык и культура
1.4 Русский язык - государственный язык Российской Федерации,
средство межнационального общения, национальный язык
русского народа, один из мировых языков
1.5 Формы существования русского национального языка.
Литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль
литературного языка в обществе
2 Язык и речь. Культура речи
2.1 Система языка. Культура речи
2.1.1 Система языка, ее устройство, функционирование2.1.2 Культура речи как раздел лингвистики
2.1.3 Языковая норма, ее основные признаки и функции
2.1.4 Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, словообразовательные,
грамматические (морфологические и синтаксические).
Орфографические и пунктуационные правила. Стилистические
нормы современного русского литературного языка
2.1.5 Качества хорошей речи
2.1.6 Основные виды словарей. Толковый словарь. Словарь омонимов.
Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь
антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь.
Диалектный словарь. Фразеологический словарь.
Словообразовательный словарь. Орфографический словарь.
Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей.
Комплексный словарь
2.2 Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
2.2.1 Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики
2.2.2 Фонетический анализ слова
2.2.3 Изобразительно-выразительные средства фонетики
2.2.4 Основные нормы современного литературного произношения:
произношение безударных гласных звуков, некоторых
согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых
грамматических форм. Особенности произношения иноязычных
слов. Нормы ударения в современном литературном русском
языке
2.3 Лексикология и фразеология. Лексические нормы
2.3.1 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики
2.3.2 Лексический анализ слова
2.3.3 Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет,
метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение
2.3.4 Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их
употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Иноязычные слова и их употребление.
Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм2.3.5 Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика
общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности
употребления
2.3.6 Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика
нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная
окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и
другое). Особенности употребления
2.3.7 Фразеология русского языка. Крылатые слова
2.4 Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
2.4.1 Морфемика и словообразование как разделы лингвистики
2.4.2 Морфемный и словообразовательный анализ слова
2.4.3 Словообразовательные трудности. Особенности употребления
сложносокращенных слов (аббревиатур)
2.5 Морфология. Морфологические нормы
2.5.1 Морфология как раздел лингвистики
2.5.2 Морфологический анализ слова
2.5.3 Особенности употребления в тексте слов разных частей речи
2.5.4 Морфологические нормы современного русского литературного
языка
2.5.5 Основные нормы употребления имен существительных: форм
рода, числа, падежа
2.5.6 Основные нормы употребления имен прилагательных: форм
степеней сравнения, краткой формы
2.5.7 Основные нормы употребления количественных, порядковых и
собирательных числительных
2.5.8 Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица
личных местоимений, возвратного местоимения себя
2.5.9 Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных
форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и
невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных
форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм
повелительного наклонения
2.6 Орфография. Основные правила орфографии2.6.1 Орфография как раздел лингвистики. Принципы и разделы
русской орфографии
2.6.2 Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные
написания; употребление заглавных и строчных букв; правила
переноса слов; правила графического сокращения слов
2.6.3 Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в
корне
2.6.4 Употребление разделительных ъ и ь
2.6.5 Правописание приставок
2.6.6 Буквы ы - и после приставок
2.6.7 Правописание суффиксов
2.6.8 Правописание н и нн в словах различных частей речи
2.6.9 Правописание не и ни
2.6.10 Правописание окончаний имен существительных, имен
прилагательных и глаголов
2.6.11 Слитное, дефисное и раздельное написание слов
3 Речь. Речевое общение
3.1 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности
3.2 Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого
общения. Речевая ситуация и ее компоненты (адресант и адресат;
мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения)
3.3 Речевой этикет. Основные функции речевого этикета
(установление и поддержание контакта, демонстрация
доброжелательности и вежливости, уважительного отношения
говорящего к партнеру и другие). Устойчивые формулы русского
речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального (неофициального) общения, статусу адресанта
(адресата) и другим
3.4 Публичное выступление и его особенности. Тема, цель,
основной тезис (основная мысль), план и композиция
публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых
средств оформления публичного выступления с учетом его цели,
особенностей адресата, ситуации общения4 Текст. Информационно-смысловая переработка текста
4.1 Текст, его основные признаки
4.2 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте
4.3 Информативность текста. Виды информации в тексте
4.4 Информационно-смысловая переработка прочитанного текста,
включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанного текста
4.5 План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия
Проверяемые требования к результатам освоения основной
образовательной программы (11 класс)
1 Общие сведения о языке
1.1 Иметь представление об экологии языка, о проблемах
речевой культуры в современном обществе
1.2 Понимать, оценивать и комментировать уместность
(неуместность) употребления разговорной и просторечной
лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность)
употребления иноязычных заимствований; нарушения
речевого этикета, этических норм в речевом общении и
другие
2 Язык и речь. Культура речи
2.1 Синтаксис. Синтаксические нормы
2.1.1 Выполнять синтаксический анализ словосочетания,
простого и сложного предложения
2.1.2 Определять изобразительно-выразительные средства
синтаксиса русского языка (в рамках изученного)
2.1.3 Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания
с точки зрения основных норм согласования сказуемого с
подлежащим, употребления падежной и предложнопадежной формы управляемого слова в словосочетании,
употребления однородных членов предложения,причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного); соблюдать синтаксические нормы
2.1.4 Использовать словари грамматических трудностей,
справочники
2.2 Пунктуация. Основные правила пунктуации
2.2.1 Иметь представление о принципах и разделах русской
пунктуации; выполнять пунктуационный анализ
предложения
2.2.2 Анализировать и характеризовать текст с точки зрения
соблюдения пунктуационных правил современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать правила пунктуации
2.2.3 Использовать справочники по пунктуации
3 Функциональная стилистика. Культура речи
3.1 Иметь представление о функциональной стилистике как
разделе лингвистики; иметь представление об основных
признаках разговорной речи, функциональных стилей
(научного, публицистического, официально-делового),
языка художественной литературы
3.2 Распознавать, анализировать и комментировать тексты
различных функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, научный, публицистический и
официально-деловой стили, язык художественной
литературы)
3.3 Создавать тексты разных функционально-смысловых
типов; тексты разных жанров научного,
публицистического, официально-делового стилей (объем
сочинения - не менее 150 слов)
3.4 Применять знания о функциональных разновидностях
языка в речевой практике
Проверяемые элементы содержания (11 класс)
Код Проверяемый элемент содержания
1 Общие сведения о языке1.1 Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука,
экология языка
1.2 Проблемы речевой культуры в современном обществе
(стилистические изменения в лексике, огрубление обиходноразговорной речи, неоправданное употребление иноязычных
заимствований и другое)
2 Язык и речь. Культура речи
2.1 Синтаксис. Синтаксические нормы
2.1.1 Синтаксис как раздел лингвистики
2.1.2 Синтаксический анализ словосочетания и предложения
2.1.3 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная
форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор,
анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое
восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие
2.1.4 Синтаксические нормы
2.1.5 Порядок слов в предложении
2.1.6 Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в
состав которого входят слова множество, ряд, большинство,
меньшинство; с подлежащим, выраженным количественноименным сочетанием (двадцать лет, пять человек), имеющим в
своем составе числительные, оканчивающиеся на один;
имеющим в своем составе числительные два, три, четыре или
числительное, оканчивающееся на два, три, четыре.
Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе
приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой,
заимствованным несклоняемым существительным
2.1.7 Основные нормы управления: правильный выбор падежной или
предложно-падежной формы управляемого слова
2.1.8 Основные нормы употребления однородных членов
предложения
2.1.9 Основные нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов
2.1.10 Основные нормы построения сложных предложений2.2 Пунктуация. Основные правила пунктуации
2.2.1 Пунктуация как раздел лингвистики
2.2.2 Пунктуационный анализ предложения
2.2.3 Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в
каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки
препинания внутри простого предложения; знаки препинания
между частями сложного предложения; знаки препинания при
передаче чужой речи
2.2.4 Сочетание знаков препинания
2.2.5 Знаки препинания и их функции
2.2.6 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
2.2.7 Знаки препинания в предложениях с однородными членами
2.2.8 Знаки препинания при обособлении
2.2.9 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями,
обращениями, междометиями
2.2.10 Знаки препинания в сложном предложении
2.2.11 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами
связи
2.2.12 Знаки препинания при передаче чужой речи
3 Функциональная стилистика. Культура речи
3.1 Функциональная стилистика как раздел лингвистики
3.2 Стилистическая норма
3.3 Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Основные признаки разговорной речи: неофициальность,
экспрессивность, неподготовленность, преимущественно
диалогическая форма.
Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры
разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие
3.4 Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные
признаки научного стиля: отвлеченность, логичность, точность,
объективность. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности научного стиля. Основные подстили научногостиля. Основные жанры научного стиля: монография,
диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник,
учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие
3.5 Официально-деловой стиль, сферы его использования,
назначение. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические,
морфологические, синтаксические особенности официальноделового стиля. Основные жанры официально-делового стиля:
закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность;
автобиография, характеристика, резюме и другие
3.6 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность,
призывность, оценочность. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности публицистического стиля.
Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья,
репортаж, очерк, эссе, интервью
3.7 Язык художественной литературы и его отличие от других
функциональных разновидностей языка. Основные признаки
художественной речи: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств, языковых средств
других функциональных разновидностей языка
Тематическое планирование
10 класс
№
раздела
п/п
1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.
4.1
4.2
Название темы раздела
Введение.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Язык как система.
Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Омонимы. Паронимы. Их употребление.
Синонимы. Антонимы. Их употребление.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных культур. Происхождение и
употребление лексики.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Административная контрольная работа.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные и
исторические чередования звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков.
Ударение.
Контрольная работа №1 по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография. Фонетика.
Графика. Орфоэпия».
Морфемика и словообразование.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы
корневые и аффиксальные. Основа слова. Морфемный разбор слова.
Словообразование. Понятие словообразовательной цепочки. Словообразовательный
разбор.
Кол-во
часов
В том числе
Развития Контрольных
речи
работ
1
7
4
5
1
1
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
Морфологические и неморфологические способы словообразования.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Р/Р Речь как деятельность. Виды речевой деятельности. Лингвистический анализ
текста.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.
Орфография.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и
орфографии. Принципы русской орфографии.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и
сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание удвоенных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Административная контрольная работа.
Р/Р Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Контрольная работа №2 по теме «Орфография».
Анализ контрольной работы.
Самостоятельные части речи.
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имен
существительных.
Правописание падежных окончаний имѐн существительных. Варианты падежных
окончаний.
Гласные в суффиксах имѐн существительных.
Правописание сложных имѐн существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен
прилагательных.
15
1
1
28
1
2
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
6.19
6.20
6.21
6.22
6.23
6.24
6.25
6.26
6.27
6.28
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
Правописание окончаний имѐн прилагательных.
Правописание суффиксов имѐн прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имѐн прилагательных.
Правописание сложных имѐн прилагательных.
Р/Р Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи.
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.
Употребление имѐн числительных в речи.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и
грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор
местоимений.
Правописание местоимений.
Контрольная работа №3 по теме «Самостоятельные части речи».
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Спряжение глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий.
Грамматические особенности слов категории состояния.
Контрольная работа №4 по теме «Самостоятельные части речи».
Служебные части речи.
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Правописание союзов.
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.
10
1
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
Административная контрольная работа.
Анализ контрольной работы.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Правописание
междометий.
Р/Р Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и
деловой сферах общения.
Всего:
70
4
4
Тематическое планирование
11 класс
№
раздела
п/п
1.
1.1
2.
2.1
3.
3.1
4.
4.1
5.
5.1
Название темы раздела
Введение.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся
отечественные лингвисты.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Введение.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический
разбор словосочетания.
Предложение.
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и
сложные.
Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске и по
Кол-во
часов
В том числе
Развития Контрольных
речи
работ
1
1
1
1
5
1
5.2
5.3
5.4
5.5
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
6.19
6.20
структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Административная контрольная работа.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены
предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Р/Р Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных
ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Простое осложнѐнное предложение.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися
союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и
парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих
словах.
Контрольная работа №1 по теме «Предложения с однородными членами».
Р/Р Текст. Признаки текста.
Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения.
Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособление обстоятельств, способы их выражения.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки
препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях.
Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Междометия. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные,
23
2
2
6.21
6.22
6.23
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
9.
9.1
отрицательные, вопросительные слова.
Контрольная работа №2 по теме «Простое осложнѐнное предложение».
Административная контрольная работа.
Р/Р Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Р/Р Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Контрольная работа №3 по теме «Сложное предложение».
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания при прямой речи.
Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Р/Р Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Контрольная работа №4 по теме «Предложения с чужой речью».
Культура речи.
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
13
1
1
7
1
1
8
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
10.
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
10.6
уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка
на основе наблюдений за собственной речью.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические,
грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари
современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Стилистика.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк,
отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Административная контрольная работа.
Р/Р Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
10
1
10.7
10.8
10.9
10.10
Всего:
языка.
Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Проблемы экологии языка.
70
6
4
Литература:
1. Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. –
Челябинск : Взгляд, 2003.
2. Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.
3. Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1987.
4. Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.
5. Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И.
Горшков. – М., 2000.. 6. Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2001.
7. Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. : Экзамен, 2005.
8. Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2001.
9. Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. –
М.: Творческий центр,2002.
10. Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис, 1996.
11. Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.
12. Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова,
О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. – Курган, 2004.
13. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М.,
2002..