МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАФИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Талицкого МО
МКОУ «Горбуновская СОШ»
РАССМОРТЕНО
на педсовете
Протокол №1
От «28» 08 2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________
Бузина Т.А.
Приказ № 2808 от «28» 08
2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Проектная мастерская»
для обучающихся1класса
с.Горбуновское 2025г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности младших школьников
«Проектная мастерская» предназначена для работы с детьми 1 класса.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время,
компетентностный,
личностно
ориентированный,
деятельностный
подходы.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает
участие в ней всех учащихся класса.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Проектная мастерская» составляют следующие
документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в
от
29.12.2012 № 273-ФЗ
Российской
Федерации"
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом
России 05.07.2021 №64100).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России17.08.2022 №69676).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
12.07.2023 №74229).
Цель программы – реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать
новые
знания;
формирование
информационной
грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов
и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи программы:
• формирование
системы
интеллектуальных,
общеучебных
и
специальных знаний, умений и навыков учащихся;
• развитие психических процессов;
2
• развитие
личности
коммуникативности,
предприимчивости.
младшего
школьника;
инициативности,
•
воспитание
самостоятельности
и
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане школы.
Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения, в 1-ом классе
на изучение основ учебного проектирования отводится 33 ч (1 ч в неделю).
3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская»
предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся
проектной
деятельностью
и
направлена
на
формирование
методологических качеств учащихся – способность осознания целей
проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее
достижение,
В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной
деятельности в виде решения творческих заданий или специально
созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных
задач у младших школьников могут быть сформированы следующие
способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать
(составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,
выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать
свою
позицию,
принимать
или
аргументировано
отклонять точки зрения других).
Проект «Моя школа». Школа. Проект. Этапы проекта.
Проект «Мой класс» Проект. Схема. Рисунок.
Проект «Азбука цветов» Схема. Палитра цветов.
Проект «Город букв» «Буквы — герои сказок» Алфавит.
«Составляем сборник загадок» Загадки. Списывание.
Проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках» Загадки,
пословицы, поговорки Проект «Наши имена» Разнообразие имен, значение
имени.
Проект «Кем быть?» Профессии.Игра «Мир профессий
Проект
«Мое любимое животное» Беседа «Эти забавные животные».
Классификация животных. Среда их обитания.
4
Проект «Птицы зимой» Какие птицы остаются на зимовку.
Проект «Сувенир в подарок» Что такое сувенир.
Проект «Сказочная страничка» Написание собственной сказки.
Проект «Сказочная страна» Анализ героев.Как делают книгу?
Беседа о производстве книг Процесс создания книг. Название
элементов книги Проект «Книжкина больница. Наш дом Мечта.
Составные части дома.
Проект «Скороговорки. Скороговорки.
Проект «Математика вокруг нас. Цвет, размер, форма. Узоры и орнаменты»
Цвет. Размер.
Форма. Исследование. Этапы.
Проект «Мое первое исследование
Праздник «Прощание с 1классом» Букварь. Алфавит.
Знакомство с основными доступными методами создания проектов
(наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор
информации и др.). Разбираются, чем проект отличается от исследования.
Проводят исследования. Знакомятся с понятиями: схема, рисунок.
Выполняют практические задания по созданию рисунков, схем. Учатся
высказывать суждения. Знакомятся классификацией. Знакомятся с
умозаключениями. правилами, как правильно делать умозаключения.
Работают с книгами. Выясняют, какие книги считаются научными. Узнают,
что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем
проекте. Планируют свое выступление
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета внеурочной
деятельности «Проектная деятельность» достигаются в процессе единства
учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на
процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные
результаты освоения программы внеурочной деятельности «Проектная
деятельность» отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения
обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества; • осознание своей
этнокультурной
и
российской
гражданской
идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
6
родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и
других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов
России;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
• освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений,
признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
• осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;
• выражение
своего видения мира, индивидуальной позиции
посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске; • неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям Эстетическое воспитание:
• проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной
деятельности;
• приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоциональноэстетической оценки произведений фольклора и художественной
литературы;
• понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
7
• бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях; •
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств,
идей автора;
• овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
• потребность
в самостоятельной
читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности
и
самостоятельности
в
познании
произведений
фольклора
и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
универсальные
учебные
действия
Базовые логические действия:
Решать творческие задачи и навыки поиска, анализа и интерпретации
информации применять базовые логические универсальные действия:
сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков Базовые исследовательские действия:
понимать и адекватно использовать терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения практических задач;
применять изученные методы
познания
(измерение,
моделирование, перебор вариантов).
Работа с информацией:
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную
работу осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства и источники информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
8
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с
усилиями других; формулировать собственное мнение;
договариваться
и
приходить
деятельности, в том числе в
к
общему
решению
в
совместной
ситуации столкновения интересов; задавать
вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве конструировать утверждения, проверять их истинность;
Регулятивные универсальные учебные действия
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату Самоорганизация:
планировать действия для получения результата;
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий; выполнять правила безопасного использования электронных
средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
осуществлять контроль процесса и результата своей
деятельности; выбирать и при необходимости корректировать
способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск
путей преодоления ошибок;
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им
качественную характеристику. Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы, согласовывать мнения в ходе поиска доказательств,
выбора рационального способа, анализа информации;
9
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных
задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании
детьми сути проектной деятельности:
освоение навыков исследовательской деятельности,
создание мини-научно-исследовательских работ;
умение сотрудничать в коллективе, откликаться на просьбу, быть
внимательным и
толерантным;
расширение читательского кругозора, развитие связной речи,
критического мышления, пополнение словарного запаса;
бережное отношение к растениям и животным;
умение видеть красоту природы, труда и творчества,
интерес к чтению, произведениям искусства,
умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, искать
информацию;
умение работать в группе, объективное оценивание своего вклада в
решение общих задач группы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА
АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ НА КАЖДУЮ ТЕМУ
№ Наименование Количес Форма
проведения
тво
п/п разделов и
тем
занятий
часов
программы
1-2 Проект «Моя
школа»
2
Дата
изучения
Экскурсия по
территории
школы
Конкурс
рисунков «Моя
10
школа»
3-4 Проект «Мой
класс»
2
5-6 Проект
«Азбука
цветов»
2
7-8 Проект
«Город
букв»
«Буквы —
герои
сказок»
9 «Составляем
сборник
загадок»
2
1
10- Проект «Числа 2
11 в загадках,
пословицах и
поговорках»
12- Проект «Наши 2
13 имена»
14- Проект «Кем
15 быть?» Игра
«Мир
профессий
16- Проект «Мое
17 любимое
животное»
Беседа «Эти
забавные
животные».
2
2
Видео
представление
«Давайте,
познакомимся»
Презентация
«Азбуки
цветов»
книжки
самоделки
Макет Города
букв
Презентация
сборника
загадок
(книжки
самоделки)
Мини-сборник
пословиц и
поговорок
Миниреферат
«Моѐ имя»
Страничка в
портфолио
Выставка
рисунков «Моя
профессия»
Выставка
рисунков
«Мое любимое
животное»
11
18 Проект
«Птицы
зимой»
1
19- Проект
20 «Сувенир в
подарок»
2
21 Проект
«Сказочная
страничка»
1
Развешивание
кормушек.
Дневник
наблюдений
Сувениры папе
и дедушке
Сувениры
маме и
бабушке
Выставка
творческих
работ
(сказочных
страничек)
Проект
22 «Сказочная
страна»
1
Выставка поделок
«Мой любимый
сказочный герой»
23 Как делают
книгу?
Беседа о
производстве
книг
24 Проект
«Книжкина
больница»
25 Наш дом
1
Выставка любимых
книг
1
Выставка
отремонтированных
книг
Презентация
творческих работ
«Дом моей мечты»
Книжка-самоделка
скороговорок
1
26 Проект
1
«Скороговорки»
27- Проект
2
28 «Математика
вокруг нас.
Цвет, размер,
форма. Узоры и
орнаменты»
29- Проект «Мое
3
31 первое
исследование»
Презентация
результатов проекта
Выступление на
ПИК
12
32- Праздник
33 «Прощание с
1кл».
2
Праздник
13