01.01.2017
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде».
13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде».
15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».
16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Цель программы
Организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МКОУ «Горбуновская СОШ»
Формирование у детей ценного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактика алкоголизма и наркомании.
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
Задачи программы
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.Социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.
Формы, методы и приемы профилактической работы
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки и этапы реализации программы.
Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2018 -2021 год.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап(сентябрь-октябрь )
Анализ состояния профилактической работы за 2017-2018 учебный год.
Работа с документацией.
II. Практический(сентябрь –май 2018/2019; сентябрь-май 2019/2020; сентябрь-май 2020/2021)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий(август 2021)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Прогнозируемый результат внедрения
1. Воспитание законопослушного гражданина, через изучение основных законов государства.
2. Использование в воспитательном процессе «Программы» должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни,о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
3. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
4. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в селе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
В компетенцию МКОУ «Горбуновская СОШ» входит:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении,при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.Работа в этом направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года;
- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;
-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
- организация работы классных руководителей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);
- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;
- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;
- привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетнихпредусматривает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;
- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетнихчерез:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2019/2020 учебный год | |||
№ | Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). | В течение всего года | Зам директора по ВР, классные руководители, руководители кружков |
2 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | классные руководители социальный педагог |
4 | Проведение мероприятий, в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости. | Октябрь-ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители, инспектор ОПДН |
5 | Организация и проведение Дней здоровья. | В течение года | классные руководители учителя физической культуры |
6 | Беседы врача нарколога и фельдшера с учащимися 7- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). | В течение всего периода | Зам директора по ВР, классные руководители |
7 | Анкетирование среди учащихся 1, 5, классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. | Октябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
8 | Выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. | Октябрь | классные руководители |
9 | Проведение анкетирования учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. | Ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
10 | Проведение анкетирования с учащимися 7 – 9 классов с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. | Ноябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
11 | Конкурс рисунков (5 – 6 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | классные руководители, Учитель ИЗО |
12 | Проведение линейки “СПИД - чума века!”. | Декабрь | Зам директора по ВР, |
13 | Выставка книг по здоровому образу жизни | 1 полугодие | Библиотекарь |
14 | Проведение беседы с просмотром видеофильмов по теме «Вредным привычкам – нет! Здоровому образу жизни – да! | 1 полугодие | социальный педагог |
15 | Оказание помощи классным руководителям в подборе материалов по здоровому образу жизни. | 1 полугодие | Библиотекари школы, |
16 | Регулярное проведение классных часов, родительских собраний, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение периода реализации программы | Зам директора по ВР, инспектор ОПДН Работники здравоохранения |
17 | Участие в спортивных соревнованиях, соревнованиям по лыжам. | По особому плану | учитель физической культуры |
18 | Контролирование посещаемости школы детьми, состоящими на различных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Зам директора по ВР, |
19 | Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений. | 1 раз в два месяца ( за исключением экстренных случаев) | Зам директора по ВР, |
20 | Проведение рейда «Подросток» в семьи, состоящие на учёте. | В течение года | Зам директора по ВР, инспектор ОПДН классные руководители |
21 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | Руководители кружков |
22 | Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | В течение года | классные руководители |
23 | Продолжать обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. | В течение года | заместитель директора социальный педагог |
24 | Организация летней оздоровительной компании. | заместитель директора социальный педагог классные руководители |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2020/2021учебный год | |||
№ | Практические дела | Срок исполнения | Ответственные |
1 | Вовлечение обучающихся в неаудиторную занятость. | В течение учебного года | классные руководители, руководители кружков, секций. |
2 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. | Сентябрь | Зам директора по ВР, классные руководители |
3 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им. | Сентябрь | классные руководители Зам директора по ВР, |
4 | Организация и проведение Дней здоровья | В течение всего периода | Зам директора по ВР, Учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ |
5 | Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 8- 9 - ых классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). | В течение всего периода | социальный педагог классные руководители |
6 | Участие в конкурсе рисунков (3 – 7 кл), посвященных Дню борьбы со СПИДом. | Декабрь | классные руководителиУчитель ИЗО |
7 | Провести беседы с просмотром видеофильма «Век глупцов». | 1 полугодие | Зам директора по ВР, |
8 | Помощь в подборке материалов по ЗОЖ. | 1 полугодие | Библиотекарь заместитель директора |
9 | Регулярно проводить классные часы, родительские собрания по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ. | В течение периода реализации программы | инспектор ОПДН Медицинский работник |
10 | Участие в спортивных соревнованиях. | По особому плану | учитель физической культуры |
11 | Распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. | В течение года | Зам директора по ВР, |
12 | В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, состоящими на различных категориях учёта, контролировать их занятость во время каникул. | В течение года | Зам директора по ВР, |
13 | Проведение заседания Совета профилактики и правонарушений. | 1 раз в два месяца (за исключением экстренных случаев) | заместитель директора социальный педагог |
14 | Проведение рейда «Подросток» в семьи. | В течение года | инспектор ППДН, классные руководители |
15 | Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. | В течение года | классные руководители руководители кружков |
16 | Проведение бесед по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. | В течение года | Руководители кружков, классные руководители |
17 | Выпуск уголка «Береги здоровье смолоду!» | В течении года | заместитель директора |
18 | Организация летней оздоровительной компании. | заместитель директора руководитель лагеря | |
Зам директора по ВР ______ (Гайнова Г.В) |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 26.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017