Программа воспитания и социализации учащихся 2017/2020г.

01.01.2017

Программа воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей Российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, творчество и труд, наука, искусство, природа, человечество, развитие и направлена на воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Программа направлена на:

Øосвоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

Øформирование готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

Øформирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Øформирование экологической культуры.


Программа обеспечивает:

· формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности учащихся и их родителей (законных представителей);

· усвоение учащимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

· приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

· социальную самоидентификацию учащихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

· формирование у учащихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

· формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

· приобщение учащихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

· участие учащихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

· в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

· формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

· развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, культурных и социальных потребностей их семей;

· формирование у учащихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

· овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

· развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

· приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям учащихся;

· создание условий для профессиональной ориентации учащихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

· сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность учащихся с родителями (законными представителями);

· информирование учащихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

· использование средств психолого-педагогической поддержки учащихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала учащихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

· осознание учащимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

· формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

· осознанное отношение учащихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

· формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

· овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

· формирование готовности учащихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

· осознание учащимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Этапы реализации Программы

I этап – подготовительный (2017-2018 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

II этап – практический (2019-2019 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

III этап – обобщающий (2019-2020 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 3года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся

Цельюдуховно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся:

· освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

· формирование готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

· формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих личности учащегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

· формирование основ коммуникативной, экологической, эстетической культуры личности школьников.

Ценностные ориентиры программывоспитания и социализации учащихся - базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» (ФЗ № 273), в тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации:

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл.1, ст.1);

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл.1,

ст.2);

«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл.1, ст.7);

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл.1, ст.8);

«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». (Гл.1, ст. 17).

Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» (ФЗ № 273):

«...гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

...демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

...недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

...сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (Ст. 3).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияопределяет базовые национальные ценности российского общества в виде перечня так: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияопределяет базовые национальные ценности российского общества в формулировке личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:

«...усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

...формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания...».

2. Направления деятельности по развитию духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации учащихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры учащихся

Программа направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, включающего урочную и внеурочную деятельность, основанного на системе базовых национальных ценностей.

Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни учащихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Важнейшей функцией уклада школьной жизни является передача духовно-нравственных ценностей. Успешность выполнения функции по передаче духовно-нравственных ценностей определяется тем, насколько открытым и нравственным этот уклад является.

Основными направлениями деятельности школы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации учащихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры учащихся являются:

ØВоспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека,

ØВоспитание социальной ответственности и компетентности,

ØВоспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания,

ØВоспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни,

ØВоспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии,

ØВоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).

3.Содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Содержание:

Øобщее представление об устройстве российского государства, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России,

Øпонимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок,

Øосознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины,

Øсистемные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны,

Øзнание национальных героев и важнейших исторических событий страны,

Øнегативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к антиобщественным поступкам.

Ценности:

- любовь к Родине, своему народу, краю,

- свобода личная и национальная,

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,

- социальная солидарность,

- многообразие и уважение культур и народов,

- мир во всем мире.

Виды деятельности:

ØИзучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

ØЗнакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

ØЗнакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

ØЗнакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).Хочу такой сайт

ØЗнакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

ØУчаствуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

ØПолучают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

ØУчаствуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Формы занятий:

- тематические классные часы, беседы,

- экскурсии,

- изучение учебных дисциплин,

- просмотр кинофильмов,

- участие в подготовке и проведению мероприятий, посвященных государственным праздникам,

- встречи и беседы с представителями общественных организаций,

- участие в социальных проектах,

- конкурсы и спортивные соревнования.

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Содержание:

Øосознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения,

Øосвоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих успешно действовать в современном обществе,

Øформирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Ценности:

- правовое, демократическое государство,

- социальное государство,

- закон и правопорядок,

- социальная компетентность и ответственность,

- служение Отечеству,

- ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Виды деятельности:

ØАктивно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

ØОвладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

ØАктивно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

ØПриобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

ØАктивно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение учащимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т.д.

ØРазрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

ØУчатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

Формы занятий:

- беседы, классные часы,

- творческие мероприятия,

- праздники, экскурсии,

- проектная деятельность,

- рейды,

- изучение учебных дисциплин,

- презентации.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Содержание:

Øсознательное принятие базовых национальных ценностей,

Øлюбовь к России, своему краю, школе, народу, героическому прошлому и настоящему Отечества,

Øпонимание высокой ценности человеческой жизни,

Øпонимание значений религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения,

Øумение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков,

Øстремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания,

Øпонимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи в жизни человека,

Øотрицательное отношение к аморальным поступкам, нарушениям общественного порядка.

Ценности:

- нравственный выбор,

-жизнь и смысл жизни,

- справедливость,

- милосердие,

- честь, достоинство,

- уважение родителей,

- уважение достоинства другого человека,

- свобода совести,

- свобода вероисповедания,

- толерантность,

- представление о светской этике, вере, духовности, ценностях религиозного мировоззрения,

- духовно-нравственное развитие личности.

Виды деятельности:

ØЗнакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.

ØУчаствуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.

ØПринимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

ØРасширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

ØПолучают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

ØЗнакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций.

Формы занятий:

- классные часы, беседы,

- встречи,

- субботники,

- социальные проекты,

- концерты,

- творческие конкурсы,

- соревнования,

- экскурсии,

- просмотр кинофильмов,

- изучение учебных дисциплин,

- беседы о семье.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

Содержание:

Øумение придавать экологическую направленность любой деятельности,

Øдемонстрировать экологическую грамотность в разных формах деятельности,

Øпонимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека,

Øосознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья: физического, психического, физиологического, социально-психологического, духовного и их зависимости от экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни,

Øинтерес к подвижным играм, спортивным соревнованиям, занятиям в спортивных секциях, туристические походы,

Øспособность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека,

Øопыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».