ПРОГРАММА профилактики суицидального поведения несовершеннолетних 2017 /2020год.

01.01.2017

Программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).

2. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)

5. Семейный кодекс Российской Федерации;

6. Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 года

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

11. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"

12. Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области».

Введение.

Сегодня Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего же в период с 1990 по 2010 гг. в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. В имеющейся статистике отмечается рост числа детско-юношеского суицида. Так, если в 2009 году в стране было совершено 260 подростковых суицидов, то в 2010 их было в 1,2 раза больше. У нас в стране происходит порядка 19-20 случаев самоубийств на 100 тысяч подростков. Это в 3 раза больше, чем мировой показатель.

Наибольшая частота суицида наблюдается у детей и подростков в возрастном диапазоне 13-16 лет. У этой категории суицидентов на 1 смерть приходится до 100 нереализованных суицидальных попыток. Отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации. Это следует учитывать при организации профилактической работы в образовательном учреждении.

Причины по основным выявленным факторам

2017

2018

2019

2020

Напряженное взаимоотношение в семье

2

Школьная дезадаптация

  1. проблемы в обучении

3

  1. взаимоотношение в референтной группе

1

  1. поведенческие девиации

1

Нервно-психические заболевания

3

Итого

10


В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении факторов и коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Данная программа социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся, является многоуровневой.

Основным критерием выделения уровня социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса выступает степень суицидального риска. Это и обосновывает комплексный подход – по уровням социальной структуры образовательного учреждения на базе возрастного и индивидуального подходов, где целевые группы каждого уровня характеризуются и как объект, и как субъект деятельности.

Программа кроме описания алгоритма взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса непосредственно в образовательном учреждении, предусматривает организацию межведомственного взаимодействия(активного привлечения юристов, педагогических и медицинских работников).

Основные цели и задачи программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Программа разработана на основе:

  • Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”,
  • Книга Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006,
  • Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся

Цель: обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с педагогами и родителями.

2. Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощи, обеспечить безопасности ребенка, снять стрессовое состояние.

3. Изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Создать систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Основные направления деятельности

1. Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

2. Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

3. Работа с неблагополучными семьями.

Терминологический словарь

Адаптация социальная —постоянный процесс активного,

приспособления к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Социальная адаптация идет непрерывно.

Адаптивное поведение —это приспособительное поведение человека.Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Адаптивное поведение воспитывается в процессе и посредством обучения. Успешность его формирования зависит от отношения личности к себе, т.е. самооценки, от отношений между учителем и учеником, от отношений детей в коллективе.

Антисуицидальный потенциал личности —комплекс личностныхустановок, ценностей, характерологических особенностей, препятствующих формированию суицидального поведения или реализации суицидальных действий.

Деструкция —разрушение,деструктивноеразрушающееповедение, противоположное — конструктивное поведение.

Дидактогения— негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами психотерапии.

Истинная попытка суицида —акт,потенциально направленныйпротив себя и совершенный с присутствием желания уйти из жизни.

Кризисная психотерапиянабор психотерапевтических приемов иметодов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии социально-психологической дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения и, в первую очередь, попыток самоубийства (суицидальных попыток).

Негативные отклонения в поведении —система поступков илиотдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Несуицидальное самоповреждающее поведение —наносимые себеповреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.

Остановленная попытка суицида —самостоятельно прерваннаяпопытка суицида.

Отклоняющееся (девиантное) поведение(лат. deviatio —

отклонение) — поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам ( стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.). Негативные отклонения в поведении человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Подростковая дезадаптацияпроявляется в затруднениях в усвоениисоциальных ролей , учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.).

Прерванная попытка суицида —не состоявшаяся в силу внешнихобстоятельств истинная попытка суицида.

Социальная дезадаптацияпроявляется в нарушении норм морали иправа, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение, как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом, нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального , антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Суиицдогенные факторы —какие-либо причины,условия иливоздействия, обусловливающие формирование суицидального поведения.

Суицид —это умышленное самоповреждение со смертельнымисходом, следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта. Намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, жестокость окружающих, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания и др.

Суицидальное поведение —различные формы активности человека,направленные на лишение себя жизни и служащие средством разрешения личностных кризисов в условиях конфликтной ситуации, (все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки самоубийства).

Суицидальный риск —степень вероятности возникновениясуицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицидальных действий) можно определить путем сопоставления суицидогенаых и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социально демографических) факторов.

Факторы риска суицида —внешние и внутренние параметры,свысокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.


Принципы реализации программы

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности учащегося.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детской и детско-родительской среде.

Достоинства программы

· В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

· В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

· В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Программа реализуется как целостная система совместной деятельности классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, администрации школы и родителей (законных представителей), направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде.

В качестве основных направленийпсихолого-педагогическогосопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся обозначены:

· научно-методическое;Хочу такой сайт

· информационно-аналитическое;

· диагностическое;

· коррекционно-развивающее;

· профилактическое;

· консультационное;

· просветительское;

· социально-диспетчерское.

Научно-методическое направление

Задачасоздание междисциплинарной(разные дисциплины иучебные предметы) и межведомственной (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура) системы действенной помощи в обеспечении социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся.

Содержание:

· обеспечение взаимосвязи социально-психолого-педагогической науки и школьной практики;

· организация экспериментальной деятельности;

· апробация и внедрение позитивного опыта и результативных технологий, современных достижений психологической науки в образовательный процесс в части социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся;

· обучение педагогов работе по диагностике, профилактике и коррекции суицидального поведения.

Формы реализации:

  • конференции, мастер-классы, семинары и т.п.;
  • публикации в научно-методических изданиях;
  • разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных программ;
  • курсы повышения квалификации по проблеме профилактики детского суицида;
  • консультации для родителей.

Информационно-аналитическое направление

Задачасоциально-психологическое сопровождение образовательногопроцесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в том числе и с использованием компьютерных технологий и возможностей Интернета.

Содержание:

· постоянный мониторинг социально-психолого-педагогического статуса каждого ученика школы;

· выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;

  • систематизация социально-психолого-педагогических материалов;
  • сбор, накопление, анализ и обобщение социально-психолого-педагогической информации.

Формы реализации:

· ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;

· хранение, обработка и интерпретация результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся;

· планирование диагностической, коррекционной и развивающей работы;

· обеспечение участников образовательных отношений необходимыми документами и информацией справочного характера.

Диагностическое направление

Задачаполучение своевременной и достоверной информации обиндивидуально -психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.

Содержание:

· диагностика особенностей личности и поведения ребенка;

· диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;

· диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи, уровень тревожности) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;

· диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.

· Формы реализации:

  • обследование дошкольников на этапе поступления в школу с целью выявления уровня развития, страхов, тревог, психологических проблем личности, сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности;
  • обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;
  • мониторинг личностных и поведенческих проблем младших школьников;
  • диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую;
  • мониторинг адаптации учащихся к обучению в следующей ступени;
  • мониторинг личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов.
  • наблюдение классных руководителей за психоэмоциональном состоянием учащихся 1-11 классов с целью выявления детей и подростков с признаками астенического состояния по карте риска суицида.
  • на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений и диагностики проведение индивидуальной углубленной диагностики.

Коррекционно-развивающее направление\

Задачаобеспечение продуктивного психического развития истановления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.

Содержание:

  • коррекция межличностных отношений в классах;
  • содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;
  • формирование социально-поведенческих навыков;
  • реализация специальных психолого-педагогических тренингов детей, входящих в группу особого психологического внимания.
  • коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Формы реализации:

  • тренинговая работа с учащимися;
  • развивающие занятия;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • консультации ребенка и родителей.

Профилактическое направление

Задачапредупреждение девиантного и деликвентного поведения,алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у учащихся школы.

Содержание:

  • формирование жизни и ценности здоровья;
  • ориентирование школьников на здоровый образ жизни;
  • пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
  • формирование и развитие коммуникативных навыков.

Формы реализации:

  • лекции, семинары, тренинги для школьников, классные часы;
  • консультации (групповые и индивидуальные) для педагогов и родителей;
  • мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды;

Консультационное направление

Задачаоказание помощи учащимся,педагогам и родителям повопросам организации социально-психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Содержание:

  • консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья, особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
  • консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.

Формы реализации:

· групповые и индивидуальные консультации.

Просветительское направление

Задачаповышение уровня психологических знаний ипсихологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.

Содержание:

  • распространение психологических знаний;
  • формирование психологической культуры.

Формы реализации:

  • педагогические советы;
  • родительские собрания;
  • классные часы.

Социально-диспетчерское направление

Задачаобеспечение получения детьми,их родителями и педагогамисоциально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации ( учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями).

Содержание:

· мониторинг социально-психологических проблем;

· организация междисциплинарного (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственного взаимодействия (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура), поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, психотерапевтическими учреждениями окружного (городского) уровня с целью профилактики детского суицида и рискового поведения детей и подростков;

Форма реализации:

· направление субъектов образовательного процесса в специализированные учреждения при выявлении социально-психологических и медицинских проблем.

Методы и приемы работы

Диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.

Психотехнологии личностно-ориентированной терапии: индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, тренинг.

Реабилитационные психотехнологии (тренинги): транзактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинги личностного роста, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.

Организационные: педагогические советы, обсуждения на методическом объединении классных руководителей.

Информационные: памятки, стендовая информация, информационные листы, школьный сайт.

Этапы

Помимо функционального разделения на направления социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся, программа «Доверие» предусматривает разделение на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения, к которым «привязываются» наиболее полные и системно организованные процессы социально-психолого-педагогического сопровождения. Каждый цикл такого сопровождения имеет определенную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач сопровождения и решает частные задачи сопровождения, применяя необходимые формы, методы и технологии.

Постановка проблемыопределяется как запросом к специалистам социально-психолого-педагогическогосопровождения со стороны самого ребенка, педагога или родителей относительно некой ситуации или психического состояния ученика, так и результатами мониторинга или другого диагностического обследования школьников по итогам диагностики. Задача специалистов сопровождения – определить состояние социально-психолого-педагогического статуса ребенка в данный момент с точки зрения наличия-отсутствия определенных признаков и предпосылок суицидального поведения.

Запрос, полученный от педагогов и родителей, должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем перейдет на следующий уровень — уточнение проблемы. Задача этого уровня — уточнить суть проблем, возникших у ребенка, найти их скрытые причины, и предполагает применение методов беседы, анализа продуктов деятельности, изучения социальной ситуации развития ребенка, проведение углубленной психодиагностики, а также сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического статуса ребенка.

Основные этапы системного социально-психолого-педагогическогосопровожденияв общеобразовательной школе:

Диагностический этап.Целью данного этапа является осознание сутипроблемы и ее целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования, которая включает в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используются различные методы: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.

Поисковый этап.Цельсбор необходимой информации о путях испособах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный этап.На этом этапе специалисты посоциально-психолого-педагогическому сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.

Деятельностный (внедренческий) этап.Этот этап обеспечиваетдостижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации социально-психолого-педагогического плана, как педагогу, так и ребенку, что часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, юристов и т.д.

Рефлексивный этаппериод осмысления результатов деятельностисоциально-психолого-педагогического сопровождения по решению определенной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.





Список литературы

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
  4. Войцех В. Ф. К проблеме раннего прогноза суицидального поведения // 5-е клинические павловские чтения («Кризисные состояния. Суицидальное поведение»). СПб., 2002 — С. 13-18.
  5. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. – М., 2001. - 39 с.
  6. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
  7. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
  8. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
  9. Казакова Е. И., и др. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. - Владос, 2003.
  10. Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.
  11. Кий Н.М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков. Автореферат … канд. пед.наук. – Петропавловск-Камчатский, 2005.
  12. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
  13. Лапшин В.Е. Педагогические основы профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи. Автореферат … доктора пед.наук. – Кострома, 2010.
  14. Личко А.Е., Александров А.А. Суицидальное поведение у подростков / А.Е. Личко, А.А. Александров // Клинико-психологические, социальные и правовые проблемы суицидального поведения: Мат. симпозиума. М.: НИИ психиатрии, НИИ МВД, 1974. - С.71-79.
  15. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  16. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
  17. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
  18. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  19. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд.- СПб, КАРО.- 2006.-176с.
  20. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений.-М.:Владос, 2001.-96с.
  21. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
  22. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
  23. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
  24. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
  25. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
  26. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  27. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».